Автомобили, автомобили буквально все заполонили…
Автомобили, автомобили буквально все заполонили…
Сегодня мировая общественность отмечает символический День без автомобилей. Автомобилистам предлагается хотя бы на день отказаться от использования транспортных средств. Во многих странах в этот день проводятся мероприятия, пропагандирующие идею пешего и велосипедного образа жизни, использования общественного транспорта. Об этом в интервью с блогером и публицистом Бекнуром Кисиковым.
(День без автомобилей-2005 в Брюсселе)
(Ежемесячный день без автомобилей в Джакарте, 2010)
- Добрый день, Бекнур Сейтжанович. Сегодня весь мир отмечает «День без автомобилей». Мы жители огромного мегаполиса как никто ощущаем все прелести в прямом и переносном значении этого «творения» человеческого разума. Давайте, поговорим сегодня об авто, «за» и «против». Сначала хотелось бы спросить, Вы являетесь автолюбителем?
- Автомобили я, конечно, люблю (смеется), но сейчас не являюсь автовладельцем.
- Это какое-то временное обстоятельство или некая позиция?
- Это временное обстоятельство, со временем переросшее в некую позицию. В 2016-м году я продал свой автомобиль, чтобы временно переждать, и в дальнейшем намеревался купить другой автомобиль. А сразу с 2017 года в Алматы, если Вы помните, началась реализация проекта «Город для пешеходов» для стимуляции населения минимизировать использование автомобилей в пользу экологически чистых видов транспорта или пеших прогулок. Данный уникальный проект был нацелен на улучшение экологической обстановки города. Также был запущен BRT, обновлен общественный транспорт на экологически чистые виды. Началась строиться пешеходная инфраструктура, увеличиваться парковая зона, велосипедные дорожки, переход улиц на одностороннее движение, что привело к тому, что автомобилистам стало сложно передвигаться в городе. Плюс к этому появились платные парковки, увеличилась фиксация автонарушений, и появился юбер и яндекс такси. И да, существенно улучшилась работа общественного транспорта. И быть пешеходом стало не просто выгодно, но и удобно. Надобность в автомобиле отпала сама по себе. И вот, с тех пор я пешеход, и никак не хочется менять свой статус. Хотя, конечно есть и минусы в пешеходстве, но плюсов все же больше. Ведь самое главное, это нервы, которые ты теряешь за рулем.
- В обществе идут дискуссии об экологии в городе. Как вы считаете, влияют ли автомобильные выхлопы на экологию города.
- Конечно, я не читал больших серьезных исследований, но по мне это достаточно аргументированный факт. Тем более, весь мир идет к пониманию того, что автомобили существенно влияют на загрязнение окружающей среды.
С 1994-го года в мировом сообществе стали звучать всё более откровенные призывы хотя бы как-то сократить использование автотранспорта. В октябре 1994 на конференции «International Ciudades Accesibles» в Толедо (Испания) Эрик Бриттон озвучил первый призыв к периодической реализации таких проектов. Символический «День без автомобилей», который в Европе стал проводиться с 22-го сентября, а затем распространился и по всему миру – тому подтверждение.
Если посмотреть на многие мировые мегаполисы, то там существенно урезается движение транспорта, постоянно снижается его поток, объем трафика. А на некоторые центральные улицы кроме как пешком, пройти нельзя.
Помимо этого используются многие инструменты, как перекрестные парковки, платные въезд в город, запрет на проезд автомобилям определенной серии номеров только по определенным дням. В этом есть как и экономическая, так и экологическая сторона превентивных мер.
И в этом отношении я бы сказал, что у нас еще лояльное отношение к автомобилям. Им позволено ездить повсюду, парковаться чуть ли не у подъезда, и загрязнять город.
- Говоря об экологической стороне, как Вы считаете, переход на электродвигатели повлияет на улучшение ситуации?
- Определенно, это тоже будет способствовать улучшению ситуации. Конечно, тут нужно учитывать и экономическую сторону, ведь массовая «электрификация автомобилей» пока кажется нереальной. И если это будет какой-то мегапроект, то мы боимся громадных пафосных проектов. Но с другой стороны, движение в эту сторону нужно делать.
Пока электрокары являются экзотикой для нашего города, но их все больше и больше. Нужна соответствующая инфраструктура, больше заправочных станций больше льгот, субсидий.
Появляются экологические сознательные водители, которые хотят водить автомобили, не наносящие вреда воздуху города. Это, я бы сказал, целая субкультура, которая растет на глазах. И меня радует этот тренд.
Самое сложное – ломать интересы нефтяного лобби! В конце концов, идея минимизации использования автотранспорта, работающего на двигателе внутреннего сгорания возникла с начала знаменитого нефтяного кризиса 1973-го года, который до сих пор считается крупнейшим в мировой топливо-энергетической отрасли, обнажившим множество проблем, связанных с использованием чёрного золота. И хоть мы и нефтяная страна, но когда-нибудь наступит пост-нефтяной период. И уже сегодня важно переходить на новую политику электрификации транспорта. А примеров в мировой практике уже много, и не нужно ничего придумывать. Можно брать готовые кейсы. В конце концов, громадные автомобили, требующие огромного расхода топлива, являются уже моветоном в городе.
- Но автомобили ограничивают еще и по причине безопасности.
- Вы, наверное, имеете в виду международную программу по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях «Vision Zero». Вы совершенно правы. Речь идет не только об экономике или экологии, но и о безопасности. И это, пожалуй, даже самое главное. Чем меньше транспорта, тем больше безопасности. И в этом отношении важно не только количество, но скорость и дисциплина водителей.
Сама концепция строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения. Впервые «Vision Zero» на государственном уровне принял парламент Швеции в октябре 1997 года, вскоре она получила распространение в Нидерландах, Великобритании, США и Канаде. Со второй половины 2010-х годов в России также высказывают предложения по внедрению программы. И как Вы знаете, и Казахстан продвигает эту концепцию.
- Что Вы имеете в виду?
- Например, 17 июня 2019 года в г. Женеве между Министерством труда и социальной защиты населения РК и Международной ассоциацией социального обеспечения был заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению концепции нулевого травматизма «Vision Zero». На данный момент в трех городах проводится информационная кампания по разъяснению этой концепции. В частности, в прошлом году в апреле она была презентована и перед общественностью Алматы, на которой я участвовал. Был разработан и утвержден План действий до 2021 года, направленный на повышение безопасности на дорогах и снижение случаев смертности при дорожно-транспортных происшествиях. План действий «Vision Zero Almaty» подразумевал изменение и адаптацию дорог, улиц, знаков к особенностям поведения горожан и состоял из таких шагов, как «Безопасный город», «Безопасные улицы», «Безопасная скорость», «Безопасный общественный транспорт», «Интеллектуальная система контроля дорожного движения», «Координация всех служб» и др.
Программа «Vision Zero Almaty» вызвала широкую дискуссию, но в вопросах безопасности, уверен, у всех есть понимание. Думаю, что будет принято решение здравого смысла, тем более мы все видим целесообразность и актуальность обозначенных приоритетов и того проблемного поля, которое актуально в Алматы с нарастающим автотрафиком.
Но «Vision Zero» относится не только к транспорту, но и к любой системе организации труда. Например, при работе со станками и оборудованием где важно контролировать систему безопасности и гигиены труда, а также в вопросах повышении квалификации и инвестиции в кадры, и многое другое.
Насколько мне известно, на сегодняшний день к концепции «Vizion Zero» присоединились 291 предприятие, большинство из них относятся к горно-металлургическому и нефтегазовому секторам (АО «СНПС-Актобемунайгаз», АО «ГМК Казахалтын» и др.), где высокий уровень производственного травматизма.
С момента внедрения концепции нулевого травматизма количество пострадавших в результате несчастных случаев на предприятиях республики снизилось на 7,1%. То есть, «Vizion Zero» - это новый подход и многослойная концепция. И большая ответственность всех участников этого процесса.
- Вы имеете в виду водителей?
- И не только. Например, в Нидерландах концепция ответственность за аварию несут не только водители, но и строители дорог. Принятая система строится на принципах «самообъясняющих дорог», правила движения на которых должны быть очевидными для всех его участников, и «прощения», предусматривающего планировку, максимально смягчающую последствия возможного ДТП. Кроме того, отличаются отдельные правила проектирования дорог в зависимости от скоростного режима. В Сан-Матео в Калифорнии в 2015 году был принят план реконструкции городских улиц с использованием «Vision Zero».
На Западе понимают, что высокая безопасность города – это и статус города, и цивилизационный код города нового поколения. В конце такие концепции важны также с социальной стороны, ведь в данной программе важно взаимодействие широких слоев горожан. Поэтому, «Vizion Zero» становится не только популярной, но и архиважной для любого мегаполиса. Интерес к концепции проявляют во многих городах мира, а в некоторых уже реализуют. И хотелось бы, чтобы и наши города не остались в стороне.