Международное экспертное заседание «Общее историческое наследие Евразии»
Международное экспертное заседание «Общее историческое наследие Евразии»
На площадке Центра Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг» в режиме видеоконференцсвязи состоялось международное экспертное заседание «Общее историческое наследие Евразии». Участие в нем приняли представители академического и экспертного сообщества Республики Казахстан и Российской Федерации.
В ходе дискуссии участники обсудили историческую роль казахстанских философов в политической и социально-экономической жизни общества, а также казахстанский опыт в укреплении евразийского диалога культур.
Обращаясь к участникам дискуссии директор Центра Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг» Алибек Тажибаев отметил важность объединения исторического наследия евразийского пространства, которое является своеобразным символическим мостом, соединяющим разные культуры.
Помимо этого, спикер рассказал о творческих и научных интересах одного из казахстанских философов Аль-Фараби, которые всегда были разнообразны и многогранны.
«В настоящее время произведения Аль-Фараби стали синтезом античной и исламской культуры идей Запада и Востока, что оказало содействие осознанию диалога и стремлению человека к совершенству. Идея казахстанского философа является актуальной в современном Казахстане, так как в его произведениях существует идентичность мышления с концепцией масштабного развития страны. В настоящее время Казахстан стал оплотом и идеей евразийского мировоззрения, так как именно в нашем государстве сохранена любовь к духовным ценностям, истокам, традициям, истории и обычаям», - сказал Тажибаев.В свою очередь руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов подчеркнул роль социально-культурного развития в сотрудничестве государств на территории евразийского пространства. «Если мы рассмотрим события конца 20-го столетия, то модель превалирования военно-политических и экономических инструментариев над социокультурным была во многом обоснована. Это определялось геополитической школой политического реализма и прагматизма, но сегодня на первый план выходит как раз социокультурное измерение евразийского сотрудничества. Именно поэтому, одной из важных социальных миссий является разработка научным экспертным сообществом конкретных индикаторов, которые позволяли бы оценить эффективность деятельности неправительственных организаций, образовательных учреждений, государственных институтов в реализации проектов гуманитарного и социального характера. Когда мы говорим про возможность соизмерить социально-гуманитарное сотрудничество наших стран, мы должны понимать, что евразийская культура отличается от европейской тем, что она по своей сути является транспарентной. Возможность включаться разным народам и культурам и обогащать евразийскую действительность является нашим конкурентным преимуществом, и мы должны с этим работать», - заключил он. Доктор исторических наук, профессор КазНУ имени Аль-Фараби Лайла Ахметова отметила исторический вклад в развитие социума еще одного казахстанского философа Абая Кунанбаева.
«Он всегда беспокоился и заботился о бедном положении народных масс и считал, что основными положительными качествами у человека, могут быть знания, а также стремление к наукам и просвещению. Абай пытался дать философское обоснование необходимости гуманизации общественных отношений и стремился к объединению наций и народов вне зависимости от процесса исторического прогресса», - заключила Ахметова.Доцент кафедры Международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирского института управления-филиала РАНХиГС при Президенте РФ Данил Шульга отметил, что пространство Евразии является достаточно широким понятием.
«Есть очень много примеров исторического наследия, которые позволяют нам увидеть много общего в нашей истории. И сюда входят не только страны постсоветского пространства, но и другие страны, например, Венгрия. На сегодняшний день, у нас работает достаточно много научных групп, которые сотрудничают с коллегами из Казахстана и с другими странами. У каждого народа есть свое культурное наследие, которое генетически может быть разным, и мы должны его изучать и делать выводы», - подчеркнул Данил Шульга.Возвращаясь к обсуждению исторического вклада казахстанских философов, профессор кафедры философии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусуп отметила особую значимость работ Шокана Валиханова в диалоге культур. В свою очередь, модератор экспертного заседания напомнил, что именно Валиханов сформировал почву для диффузии европейской и русской цивилизации в культуру Казахстана, когда необходимо было провести реконструкцию и модификацию политической системы казахского общества. «Острая критика Валиханова внесла неоценимый вклад в развитие прогрессивных концепций и тенденций в идейном сознании мирового сообщества», - заключил Тажибаев. Все эксперты подчеркнули важность обсуждения идеи евразийства, а также проведения подобных диалоговых площадок.