Новости

На сцене театров – образ великого человека

На сцене театров – образ великого человека

 width= Как известно, что из-за вынужденных карантинных ограничений все театры мира спустили занавес на долго. Только после летних онлайн показов, некоторые отечественные театры снова открыли свои двери поздно начиная свой очередной сезон.  И те постановки, о которых дальше пойдет речь тоже не исключение. Не смотря на то, что и в шахтерской столице, и в центре благодатной земли Жетису много было желающих лицезреть новые пьесы известного драматурга Жолтая Жумат-Алмашулы, ввиду табу на время вирусной пандемии областные театры вынуждены были ограничить количество зрителей, которые очень хотели посмотреть новый образ нашего знаменитого земляка, великого ученого Абу Наср Аль-Фараби, творившего в средние века.  width= При этом хотелось бы подчеркнуть, что преоделевая опеределенные трудности возникшее в связи с распростренением вирусной инфекции, в нашей стране на должном уровне празднуется 1150 летие великого ученого Абу Насыр Ал-Фараби и 175 летие нашего главного поэта Абая согласно плану мероприятий утвержденных Главой Государства. Ведь юбилейные празднования это не только торжества и концерты, а больше изучение наследия наших известных предков, воплощение их образов на сцене, чтобы донести их до подрастающего поколения, а также научные конференции которые проходят в режиме он лайн. Как человек, который имел отношение к интрепретации на русском языке новых драматургических произведенни Жолтая Алмашулы об Абу-Наср, мне было интересно постановки данных спектаклей именно на профессиональной сцене. Одна из премьер постановки исторической драмы «Яркая звезда Востока» (на казахском – «Аққан жұлдыз құласа...») состоялась на сцене Талдықорганского областного казахского драмтеатра имени Бикен Римовой. Режиссер постановки Сабыралы Кемелбайтеги, который давно создал удачный творческий тандем с соискателем на госпремию РК, заслуженным деятелем республики Жолтай Жумат-Алмашулы. Как и воочию увидели сами зрители местного театра, фабула пьесы охватывает последние моменты жизни Абу Насыр Аль-Фараби и при этом имеются и  уместные лирические отступления, которые дополняют произведение. И надо сказать, что и автор драмы, и постановщик пьесы достигли своих целей.  width= Ведь восстановить великий образ величайшего нашего предка, жившего почти X веков назад дело не простое. И театральный критик А.Мукан, присутствоваший на премьере также справедливо отметил, что в пьесе полностью раскрыт образ разносторонного таланта средневековья,  непровзейденного ученого Востока. Вторая постановка на тему жизни и творчества Абу Насыр осуществилась в Академическом театре казахской драмы имени  С.Сейфуллина в городе Караганда. Название драмы Ж.Жумат-Алмашулы «Великая жизнь великой души» («Ғұлама ғұмыр»), а поставил пьесу известный режиссер Куандык Касымов. И здесь же, несмотря на то, что было ограничено посадочных мест на театральном помосте, спектакль снискал восторженное одобрение со стороны искушенных театралей, которое выразилось в долгих овациях зрителей.  width= Самое главное, каждый из режиссеров работавшие над одной драмой, нашли свои приемы воплощения образа ученого в двух пьесах на одну тему, и по своему интерпретировали произведение одного автора, подходя к художественному решению по-творческий. И надо особо отметить, что и драматург, и режиссеры постарались на славу. Например, в драме «Яркая звезда Востока» режиссер решил изобразить Абу Насыр в молодости (арт. Ж. Заманбеков) и в старости (арт. С.Нурхалык)  раздельно, как бы разделяя одну пьесу по хронологии на две части. А в следующей постановке «Великая жизнь великой души» артист Н.Есей от начало до конца пьесы удачно сыграл образ мыслителя сам.  width= При этом, конечно было бы некорректно сразу давать утвердительную оценку актерам привлеченных для создания главных ролей в вышеназванных спектаклях, ибо мы думаем, что это удел театральных критиков. Да и пьесы видимо будут совершенствоваться по мере сниятия карантина и предоставления больше возможностей для полноценных репитиции. Главное то, что вопреки трудностям нынешнего года, которые предподнесла всемирная пандемия, череда мероприятий в рамках празднования юбилея Абу Насыр Аль-Фараби приятно пополнились с двумя такими яркими событиями  в театральной жизни страны. Успеху не помешало и то, что было мало зрителей в зале из-за всем известных ограничительных мер.  width= Ясно одно, что обе постановки займут достойные места в репертуаре казахских  театров в будущем, и после подведения итогов юбилейного года.  

Ербол Давлетов,

Кандидат филологических наук, культролог