З.Кабульдинов: казахи всегда были толерантным и добрым народом
З.Кабульдинов: казахи всегда были толерантным и добрым народом
НОВАЯ ПРОВОКАЦИЯ - ОПУС В АДРЕС МИРНОГО КАЗАХСТАНА СО СТОРОНЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ- Г. ЗЮГАНОВА
или КАЗАХИ ВСЕГДА БЫЛИ ТОЛЕРАНТНЫМ И ДОБРЫМ НАРОДОМ
или ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ НА ФОНЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
или БЕРЕЧЬ ХРУПКИЙ МИР И СОГЛАСИЕ В КАЗАХСТАНЕ - НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
Недавно в социальных сетях был размещен весьма провокационный пост и видеообращение заместителя Председателя Государственной Думы России Г. Зюганова, который еще раз поднял так называемый «русский вопрос» в Казахстане, ни с того и ни с чего неожиданно заявив, что Северный Казахстан остается русским, что якобы на юге Казахстана заметно ущемляется русский язык. Такая же риторика у российских депутатов была и перед известными событиями в Молдавии, Грузии, Украины... И вот теперь – попытка педалирования этой искусственной и в большей степени надуманной проблемы и у нас. Что бы это значило? К чему эти грубые пассажи? Для какой аудитории адресованы эти завуалированные и шантажирующие тезисы? Как обстоят на самом деле ситуация с русским языком и с русской культурой в Казахстане?
В 1991 году я окончил дневное отделение исторического факультета одного из ведущих классических университетов России - Омского госуниверситета. Мои предки почти в 30 поколениях жили на территории соседней России, сопредельной с независимым Казахстаном, то есть с самого начала XIII века. У меня, как у никого другого, есть возможность показать и доказать, что казахи традиционно – добрый и вежливый народ, который не обидит и гостя, и соседа, в том числе и представителя другой цивилизации. В данном случае – русских. Это - в крови и ментальности нашего народа.Я сейчас как раз пишу пост... на русском языке, с самого... юга Казахстана г.Алматы, где якобы по - Зюганову "ущемляется" русский язык. На базе нашего института реализуются ряд научных проектов и программ, в том числе и на ...русском языке. У нас на договорной основе работают десятки ...российских ученых, пишущих на ...русском языке. Значительная часть монографии, сборников архивных документов издаются на ... русском языке. Сайт института вещает на 6 языках, в том числе и на ...русском языке. Алматы - город полиязычный: здесь в одинаковой степени слышна и казахская, и ...русская речь. Казахи, как минимум, в своем большинстве, - билингвы, одинаково говорят на двух и даже на более языках. Потомки репрессированных народов - чеченцы, ингуши, крымские татары, курды, турки-месхетинцы... говорят на трех и более языках... Так, что господин Зюганов явно лукавит и открыто врет, подло озвучивая чьи-то опасные и зловредные идеи, в поисках бессмысленного выявления очередного очага напряженности... 1.КАЗАХИ БЫЛИ ВСЕГДА ТОЛЕРАНТНЫМ И ДОБРЫМ НАРОДОМ. Жители Казахстана издревле были людьми, обладающими такими непреходящими и непревзойденными человеческими качествами как толерантность, доброта, гуманность, сострадательность и человечность, уважительное отношение к языку и культуре других народов. По этому поводу предельно объективно в свое время высказался известный и талантливый казахский просветитель и ученый, выпускник Омского кадетского корпуса, чингизид - Шокан Уалиханов: «Казахский народ – один из самых добрых народов планеты». Поэтому представители других народов и конфессии весьма комфортно чувствовали себя среди казахов, если, конечно, они не нарушали их привычный ритм жизни и не старались ее насильственно изменить. Добрым нравом и человеколюбием обладали не только казахи, но и все его ближние и дальние предки - кыпчаки, средневековые тюрки, гунны и саки. Свобода, демократичность, чрезмерная состоятельность, великолепные воинские качества, преимущественно скотоводческий образ жизни, огромные степные просторы, обилие родственников и честолюбие насельников Казахстана разных времен не могли не породить у нас именно такие непреходящие качества и ценности. Не были исключением и наши предки- величественные саки: к примеру, знаменитый сак Анахарсис (VII-VI вв.) в своем письме Медоку писал: «Скифы (саки-авт.) радуются чужому благополучию и стремятся к тому, что им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов». Одна из причин объяснения могущества, скажем гуннов, была их толерантность, уважительное отношение к военнопленным и даже мягкое отношение к рабам-иноверцам. Об этом пишет в V веке Прииск, когда он предложил пленному греку вернуться на родину, но тот, только что освободившись из сакского рабства, категорически отказался это сделать, мотивируя это тем, что среди гуннов-тюрков «ему жилось лучше даже в качестве раба, чем свободным в Византии». Хороший нрав переняли и перенесли в будущие столетия и средневековые тюрки, пришедшие на смену великим гуннам. Об этом лучше, чем арабский ученый аль-Джахиз (775-868 гг.), пожалуй, никто до сих пор не написал: «Тюрки – народ, которому неизвестны месть, льстивый обман, двуличие, клевета, притворство, сплетни, лицемерие, высокомерие по отношению к друзьям и надменность в отношений соседей». Это же касалось и кыпчаков, усилившихся в XI веке. Так, знаменитый араб Ибн-Яхий существенно дополняет уникальные и непревзойденные качества непосредственных и ближайших предков казахов - кыпчаков: «Тюрки Кыпчака отличаются от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт и благородством». 2.РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ДОБРОМ ХАРАКТЕРЕ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ КАЗАХОВ. В период активной колонизации Казахстана Российской империей в новое время (XIX- начале XX веков), когда о жизни и быте степи появилось наибольшее количество работ, известный русский исследователь и педагог А. Алекторов отмечал, что «по природе своей, киргизы (казахи-авт.) добры, склонны к дружбе, уживчивы».
Андре в своей работе «Описание киргизских обычаев», написанной в самой середине XIX века, также отчетливо фиксировал специфику и особенность характера казахских кочевников: «Природный ум, особые душевные качества с присоединением к тому опытности и примерной приветственности есть качества и вместе с тем все достояние (казахов-авт.)».Известный автор школьных учебников для школ Акмолинской области А. Седельников наиболее точно уловил основные черты характера, добрый и мирный нрав казахов: «Среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-казаки – наиболее культурный народ. И несомненно, что ему предстоит лучшее будущее: количество его увеличивается. И он оказался восприимчивым к культурности, киргиз-казаков можно судить по характеру языка, по способности и форме излагать свои мысли, по богатству народной литературы и, наконец, по состоянию развития искусств…Общественная жизнь киргизов развита, но сводится к угощению, поездкам и увеселениям, семейные события и праздники сопровождаются всегда угощением целого аула и даже ближайших, бесконечными рассказами новостей, играми молодежи и песнями «оленгчи» (исполнители-авт.). Общественный строй киргиза можно назвать демократическим». [caption id="attachment_64484" align="aligncenter" width="610"] Зиябек Кабульдинов / Фото: kstnews.kz[/caption] А вот свидетельства еще одного высокопоставленного русского офицера С.Броневского о таком качестве степняков как простодушие и доброта: «Простодушны и добры до беспредельности к своим собратам: нет вещи, которой бы они не разделили, и нет услуги, которой бы не оказали,-гостеприимны в полной степени; накормить не значит у них обязать, а исполнить долг. Киргизец, услышав запах кипящей баранины, при чувствах аппетита, идет к незнакомому, и будет угощаем, как брат. Званные и незваные не различаются. Русского и всякого иностранца принимают у себя радушно: юрта, пища и верное ручательство за безопасность личную, непритворно предлагаются».
В 1854 году, не раз бывавший на территории края, русский купец Жарков восторженно и в то же время искренне подчеркивал: «Киргизы (казахи-авт.) народ смирный, хороший, истинно патриархальный».А в годы массовых крестьянских переселений, депортации, политических репрессии и ссылок здесь не случайно нашли приют и спасение сотни тысяч и миллионы представителей разных народов. Вот как описывает помощь местных сердобольных казахов крестьянам-переселенцам на страницах «Омского вестника» его корреспондент на участке Сабайгар-Чилик Голубовской волости Омского уезда Акмолинской области в 1911 году, то есть на моей родине: «Первые переселенцы чуть не погибли от жажды, не зная где достать воды. По словам переселенцев, у них погибло несколько голов рогатого скота от безводицы. Спасибо киргизам (казахам-авт.). Киргизы выручили, указав озеро около аула Сургунколь верстах в 15-ти от участка». Если к этим упомянутым качествам казахов добавить и их природное гостеприимство, уважением к старшим, невзирая на национальное и иное происхождение, то картина станет еще более понятнее.
- КАЗАХИ ВСЕГДА ПРОТЯГИВАЛИ РУКУ ПОМОЩИ РУССКИМ И МНОГИМ ОБЕЗДОЛЕННЫМ НАРОДАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ В КАЗАХСТАНЕ НА ФОНЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В РОССИИ
- БЕРЕЧЬ МИР И СОГЛАСИЕ В КАЗАХСТАНЕ - НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА
д.и.н., профессор
Директор института истории и этнологии Ч.Валиханова