PR.news

PR-эксперт Бауржан Оразгалиев: мысли о государственном пиаре

Почему у нас мало харизматичных политико?

Наверное заметили, харизматичных политических деятелей, министров и акимов становится все меньше и меньше?

Да, система управления государством, построена на сдержках и противовесах, когда на руководящие позициях многие менеджеры не могут решить вопросы, есть чрезмерная централизация, есть жесткие регламенты и правила ("сдержки" и "противовесы"), внешние интересы и "население". Хотя населением воспринимаются - в большей степени пользователи социальных сетей. В 2023 году несколько раз приглашали на работу в разные структуры - после ухода из НПП «Атамекен» и до перехода в Благотворительный фонд Qazaqstan Halqyna. Практически первым вопросом одного из потенциальных работодателей было “сколько у тебя подписчиков?”. Это штрих к портрету наших "государственных мужей".

Вернемся к главному вопросу. Почему у нас мало харизматичных? Наверное, первый и логичный ответ - нет запроса. Люди постарше помнят, и покойного Заманбека Нуркадилова, эпатажного банкира Григория Марченко, максимально представленного в СМИ (помнится целая информкампания в одной из газет против него), Зейнуллу Какимжанова, способного стукнуть по столу и обозвать крепким словом покойного Нурлана Балгимбаева. И когда нам говорят, вот дескать, бывшая министр экологии Сулейменова и иже с ними - в 30 лет они стали министрами. Но тут есть огромная разница, то же поколение "младотюрков" примерно в таком же возрастном диапазоне пришло на ключевые должности в правительстве (Мынбаев, Жакиянов, Каппаров и др), но ведь за их плечами был опыт  в бизнесе, они были в определенной степени "селфмейд".
Вот вам и ответ - почему практически нет харизматичных. Кстати, на фоне всех более-менее выделяются министры цифрового развития и науки. Могу быть субъективным.
Давно витают мысли, о "государственном" пиаре. Много вокруг первых лиц НЛПшных фишек, вещей на уровне эмоций, часто второстепенные моменты начинают превалировать. Даже история с самолетом Президента и прочее. Умение создавать красивую "сказку" из высосанного информповода - это целая наука. Это не просто "эврика" или ощущение, что "залетит" в понимании одного чиновника от PR. А разработка целых команд, в которых десятки специалистов из разных сфер, фокус группы, аналитика и прочее, стратегия в конце концов. Видимо твердят, что "пипл хавает" и предлагают все более "мимишные" вещи. Тут вспомнился анекдот про генерала, который посещает с проверкой солдатскую столовую. Генерал по итогам проверки столовой спрашивает "Ну что солдаты, как кормят?". Солдаты отвечают, что хорошо. Генерал вопрошает "Выходит хорошо?". Один из солдат отвечает: "Выходит то хорошо, а вот входит плохо":-))
Помните Президент Турции Эрдоган на одном из саммитов не просто, как другие президенты встал возле своего флага, а поднял его? Такие технологии, а у нас делать такой "пиар" не всегда эффективен по многим причинам (усталость общества, ментальные и культурно-языковые отличия, запрос на реальные изменения)...
Спичрайтерам и копирайтерам высоких лиц помнить бы разницу между "эффектно" и "эффективно".