PR.news

Особенности PR в Казахстане

Коммуникационное агентство Fresh Russian Communications провело вебинар

На сегодняшний день Центральная Азия является одним из наиболее очевидных и популярных направлений развития бизнеса российских компаний. В связи с этим растет спрос на продвижение компаний и брендов в этом регионе.

Чтобы разобраться в тонкостях PR в Казахстане и Узбекистане, коммуникационное агентство Fresh Russian Communications провело тематический вебинар с участием уже действующих на этих рынках экспертов,об этом сообщает корреспондент newsroom.kz, со ссылкой b2b-journal.ru

На вебинаре выступили Гаухар Абеуова (Алтыналмас), Айнур Байгожа (полиметалл Евразия), Валентина Бутник (Beeline Uzbekistan) и Мария Маркова (Ethereal Group, British Management University). Спикеры поделились опытом построения коммуникаций со СМИ и развития PR-службы в Казахстане и Узбекистане. Мы собрали основные тезисы наших коллег, которые помогут лучше понять особенности работы в регионе.

 

Гаухар Абеуова, представитель золотодобывающей компании"Алтыналмас" по внешним коммуникациям
Открыл мероприятие Гаухар Абеуова. Он начал свое выступление с обзора медиа-рынка Казахстана и озвучивания самых эффективных PR-инструментов. Таким основным инструментом остается медиабаинг. Это коммерческое размещение материалов в средствах массовой информации на телевидении или в электронных изданиях. Также спикер отметил, что активное развитие социальных сетей, в том числе заблокированных в России, позволяет успешно работать с инфлюенсерами, например, организация блог-туров, сотрудничество, сотрудничество с анонимными Telegram-каналами гарантируют хорошую работу. Личное общение с инфлюенсерами и журналистами играет важную роль в PR: личное общение помогает бесплатно разместить статью или экспертную колонку на интернет-сайтах без пометок "реклама" или "Партнерский материал".

Согласно исследованию Global digital за 2023 год, общее количество интернет-пользователей в Казахстане превысило 17 млн, а более 11 млн пользователей имеют свои страницы в социальных сетях. Самыми популярными социальными сетями являются Запрещенные в России Instagram и TikTok, аудитория которых превышает отметку в 10 миллионов, а также Telegram, который становится все более популярным и растет во время пандемии.

Соответственно, быстрый рост пользователей интернета привел к тому, что влиятельные лица и блоггеры сыграли большую роль в маркетинге и PR, поскольку они формируют актуальную информационную повестку дня. Гаухар привел примеры известных блогеров Казахстана, с которыми стоит сотрудничать. В Шорт-лист вошли Яков Федоров, Ренат Ташкинбаев, Өркен Кенжебек, Сырым Иткулов, Бейбит Алибеков, Алишер Еликбаев и Асхат Ниязов. Чтобы найти влиятельного лица для PR-кампании, рекомендуется обратиться в специальные агентства, которые работают со многими влиятельными лицами.

Медиа-рынок Казахстана очень маленький и местный, поэтому в большинстве случаев сотрудничество с местными СМИ строится на коммерческой основе. Спикер отметил, что на начало 2023 года в Казахстане зарегистрировано 495 СМИ, что подтверждается статистикой на единой платформе интернет-ресурсов государственных органов. Однако на данном сайте имеется и другая информация Министерства культуры и информации Республики Казахстан: в феврале 2024 года зарегистрировано 5834 СМИ.

Популярные электронные СМИ включают такие интернет-порталы, как Tengrinews, Zakon и Nur kz. Стоит отметить, что в Казахстане много региональных СМИ, популярных среди местного населения.

Также Гаухар затронула тему рекламы в Казахстане. Согласно Закону Республики Казахстан О рекламе, рекламные сообщения должны находиться в равных отношениях как на русском, так и на казахском языках и не могут получать более 20% ротации prime Time. Кстати, социальная реклама размещается бесплатно, что привело к перенасыщению медиапространства таким контентом. В результате аудитория и СМИ теряют интерес к теме благотворительности и корпоративной социальной ответственности.

Рынок инфлюенс-маркетинга в Казахстане довольно монополизирован: есть несколько крупных агентств, которые конкурируют друг с другом и предлагают высокие цены на сотрудничество с блогерами. Однако некоторые менеджеры могут предложить свои условия, которые будут более эффективными. В этом случае PR-специалист поможет в личных контактах с такими менеджерами.

В завершение своего выступления Гаухар вместе с коллегой из Казахстана Айнур Байгожа ответили на вопросы участников вебинара о том, какие темы интересуют местную аудиторию. Спикеры отметили, что такие темы часто возникают из социальных сетей и вызывают общественный резонанс, например, это острые социальные проблемы. Также жители Казахстана с интересом следят за финансовым сектором и IT-сферой. Еще одна интересующая казахстанцев Тема — спорт. Когда граждане Республики добиваются успеха за границей, важны инфоканалы с национальным и культурным подтекстом.

Айнур Байгожа, руководитель пресс-службы "Полиметалл Евразия"

Свое выступление Айнур Байгожа начала с темы динамичного развития it-отрасли, которая получает активную поддержку со стороны государства в Казахстане. В связи с этим многие IT-компании и стартапы обращаются к PR-поддержке с целью выхода в СМИ. Особенно в связи с тем, что публикации с их участием появляются одними из первых в результатах поиска, количество запросов растет. Спикер также отметил, что работа PR-специалистов в СМИ основана на личных контактах, поэтому успех публикации зависит от общения с журналистами.

Кроме общих информационных СМИ (Tengrinews, Zakon, Informburo) не теряют своей актуальности деловые (Inbusiness, Forbes, Курсив), развлекательные (The Village, Steppe), промышленные (Infonedra, Metal Mining info), аграрные (Qazaq Zerno, зерновые и масличные). Казахстан), IT-издания (ER10, Bluescreen, PROFIT). Иногда телевизионная компания запрашивает отраслевые программы,которые помогают создавать аутсорсинговые организации. Именно эти компании могут стать важными партнерами для продвижения бренда в определенной области.

Если говорить о видах продвижения в средствах массовой информации, то в интернет-изданиях преобладает платное размещение материалов. Без личных договоренностей и отношений с журналистами шансы на создание бесплатных публикаций невелики. Кроме того, PR-специалисты в платном размещении Материалов путают с пометкой "Партнерский материал", которую не согласен удалить каждый редактор. Журналисты в Казахстане неохотно принимают пресс-релизы. Однако, если вы пойдете в СМИ с аналитическим материалом или исследованием, шансы на публикацию увеличатся.

 

Еще один эффективный способ рекламы-быстро отвечать на запросы журналистов в чатах WhatsApp. Такие профессиональные чаты популярны в Казахстане, но главная проблема в том, что в них сложно попасть из-за ограничения максимально допустимого количества участников. Однако такое общение часто позволяет начать бесплатные публикации. Популярность такого способа взаимодействия с журналистами обусловлена отсутствием в республике аналогов pressfeed.

Дополняя выступление предыдущего спикера, Айнур отметил, что важно предоставить интересных спикеров для комментариев в таких сезонных публикациях, как: начало учебного года, государственные и профессиональные праздники, летний сезон и т.д. актуальные информационные направления и запросы индустрии на интересующие казахстанцев темы. Для тех, кто заинтересован в продвижении в It, Айнур предлагает сосредоточиться на тематике праздников, связанных с областью технологий, а также на ведении своих экспертных страниц в специализированных медиа, таких как Bluescreen. В Казахстане популярны аналитические колонки и блоги.

Еще один способ бесплатной рекламы включает в себя сеть: необходимо посещать различные мероприятия, позволяющие познакомиться с журналистами и предложить эксперта, готового прокомментировать тему "здесь и сейчас". Журналистам легче получить готовое объяснение во время мероприятия, чем искать спикера.

Также спикер отметил, что существует проблема, что многие СМИ в Казахстане закрываются через несколько лет после начала работы. Основная причина-потеря финансирования таких проектов: один инвестор принимает решение о создании собственного СМИ, но через некоторое время прекращает финансирование или заканчиваются грантовые средства, полученные в СМИ.

Айнур завершил свое выступление ответом на вопрос, по каким каналам связи лучше обращаться к журналистам. Лучше попробовать все возможные способы общения: самые активные журналисты готовы общаться везде, другие выбирают для себя один канал работы: WhatsApp, Telegram, электронную почту и т.д.

Помимо многоканальной темы, спикеры в равной степени влияют на освещение PR-материалов СМИ и блоггеров, поэтому при организации блог-туров и пресс-туров приветствуется приглашение журналистов и блогеров.

Дмитрий Скрипцов

Менеджер по коммуникациям Fresh Russian Communications