Спорт или азарт?
Известно, что лудомания – это болезнь сродни наркозавизимости
В Астане, на площадке Astana IT University в рамках NeforOOm состоялось обсуждение влияния ограничений на рекламу букмекерских контор на медиа-рекламный рынок с участием депутатов мажилиса. Одним из поводов проведения мероприятия стало принятие на днях очередных, ужесточающих законопоправок мажилисменами в закон «Об игровой деятельности»
Известно, что лудомания – это болезнь сродни наркозавизимости. Но в поправках, касающихся этого явления, и появившемся в казахстанском обществе далеко не сегодня, депутаты и иже с ними, об этом умалчивают. Вместо этого пытаясь переложить всю ответственность за происходящее на рекламу и деятельность букмекерских организаций. Однако насколько это правильно? И где грани дозволенного?
Не случайно в Казахстане с каждым днем все больше говорят о запрете наружной рекламы букмекерских контор на зданиях, сооружениях и транспортных средствах. А также о запрете рекламы этих организаций в СМИ, на интернет-ресурсах, на ТВ и радио, в периодических печатных изданиях, кино-, видео- и посредством SMS. То есть, почти везде, где потребителю доступен визуальный контент. Исключение будет лишь для рекламы, которая сможет располагаться в местах размещения букмекерских контор и тотализаторов, внутри спортивных сооружений и на экипировке спортсменов. Будет разрешена реклама и на специализированных коммерческих и национальных спортивных телеканалах, радиоканалах и спортивных интернет-ресурсах.
То есть, мажилисмены предпочитают всему весьма строгие ограничения. Однако на вопрос – насколько резонно после всего этого букмекерскому бизнесу будет работать на территории Казахстана, депутат Айтуар Кошмамбетов прямо ответить затруднился, отметив лишь, что «да, вопрос, вообщем-то, актуален». То есть, можно предположить, что данный законопроект до конца не проработан, однако уже почему-то практически принят в первом чтении.
Но лудомания, как оказалось, наносит серьезный ущерб и самой индустрии букмекеров. Дело в том, что люди с такой зависимостью не являются ключевым источником дохода и негативно влияют на репутацию букмекеров из-за связанных с ними социальных проблем. Поэтому представители непосредственно букмекерской индустрии очень даже поддерживают усилия по борьбе с распространением лудомании, и активно участвуют в исследовании данной проблематики.
- Во-первых, это касается недостатка информации о лудомании, как в научной, так и в законодательной сфере. В действующем законодательстве в области здравоохранения отсутствует четкое определение лудомании, а также не разработаны стандартизированные методы ее лечения. Что создает значительные препятствия для разработки и применения эффективных законодательных мер. Тогда как наличие обоснованной научно-медицинской базы, по нашему мнению, является критически важным для снижения рисков, связанных с лудоманией. Поэтому мы убеждены, что проведение научно-медицинских исследований этого расстройства должно стать первоочередной задачей в борьбе с лудоманией, причем до внедрения законодательных инициатив, - говорит президент Саморегулируемой организации букмекеров Рауан Кенжалин.
Кроме того, вышеупомянутые запреты могут привести к значительному росту нелегального рынка, организаторы которого чаще всего находятся за пределами Казахстана.
- Мы неоднократно поднимали этот вопрос на различных площадках, указывая, что такой нелегальный рынок служит основным источником развития лудомании, над которым у государства нет эффективного контроля. А значит, просто необходимо, наряду с научным изучением лудомании, внедрять законодательные меры, направленные на уменьшение доли зарубежных нелегальных организаторов азартных игр, - считает Рауан Кенжалин.
Хуже того, абсолютный запрет рекламы букмекеров в СМИ, на телевидении, радио и в интернете также может привести к непредвиденным и отрицательным последствиям. Так как такой подход ставит под сомнение независимость СМИ, а это уже противоречит целям демократизации, о которых говорил глава государства. Не стоит забывать и о том, что дополнительные рекламные бюджеты имеют ключевое значение для поддержания финансовой и редакционной независимости СМИ, что является критически важным для развития общества.
- Потери медиа-рынка могут достигнуть 18 миллиардов тенге. Плюс, это обязательно приведет к снижению ресурсов на производство качественного контента и трансляции. Как следствие – к потере аудитории и выходу казахстанцев из национального медиа пространства. Не говоря уже об утрате рабочих мест, уходе хороших специалистов, серьезном сокращении поступлений в бюджет, - подтверждает и исполнительный директор Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации Анна Тютькова.
«При этом рекламные бюджеты букмекеров скорее всего будут перенаправлены в Интернет, где невозможно обеспечить полный мониторинг и контроль, где сложно будет отличить официально зарегистрированные в нашей стране БК от нелегальных. Соответсвенно, есть вероятность получить больше вреда, чем пользы от предлагаемых ограничений. Мы предложили свой вариант достаточно серьезных ограничительных мер, который обеспечит защиту незрелой аудитории от воздействия агрессивной рекламы, при этом нивелирует негативные последствия необходимых запретов.»
- А значит, проводимая политика в области регулирования рекламы азартных игр и пари требует тщательного баланса. Неплохо было бы учитывать в этом вопросе и опыт других стран, не забывая о потребностях отечественного рынка, чтобы разработать эффективные и сбалансированные регуляторные меры. Разработав и создав условия, которые бы поддержали интересы бизнеса и, в то же время, защиту граждан, - заключил Рауан Кенжалин.