Монументально-декоративное наследие в Казахском национальном женском педагогическом университете
В Алматы обнаружена уникальная мозаика 70-х годов, выполненная знаменитыми художниками Молдахметом Кенбаевым и Николаем Цивчинским. Монументально-декоративное панно, расположенное на территории Казахского национального женского педагогического университета, станет объектом сохранения благодаря совместным усилиям университета, Союза художников РК и семьи одного из авторов мозаики.
Ректор университета Гүлмира Қанай выразила благодарность спонсорам проекта за поддержку и подчеркнула важность сохранения таких артефактов для культурного наследия города.
«Мозаика находится на двух стенах пристройки к столовой «Улпан» нашего университета. В связи с предстоящим сносом здания столовой, университет планирует демонтаж, реставрацию и повторную установку панно на новой локации, что сделает его доступным для широкого круга горожан. Мозаика имеет не только художественную, но и историческую ценность. Молдахмет Кенбаев и Николай Цивчинский оставили значительный след в монументальном искусстве Казахстана, создав множество уникальных панно и витражей. Их работы, часто вдохновленные казахским эпосом, сегодня воспринимаются как ценные культурные артефакты. Однако многие из них были утрачены, что подчеркивает необходимость сохранения оставшихся произведений», – отметила ректор QyzPU.
Сын Молдахмета Кенбаева, Алпамыс Кенбаев, также художник-монументалист, активно участвует в процессе реставрации мозаики. Он подчеркнул важность сохранения искусства для будущих поколений и выразил готовность оказать помощь в восстановлении и установке панно на новом месте. Союз художников РК готов поддержать проект, чтобы обеспечить успешную реставрацию и установку мозаики.
«Мозаичное панно – это история Казахского национального женского педагогического университета. А историю нельзя забывать. Представляете, сколько поколений студентов и сотрудников прошло рядом с этим панно. Я очень рад, что в руководство университета пришли люди, которым не чужда история Казахстана. Мне очень печально, что мозаичные панно заштукатурили и довели до такого состояния. Это были случайные люди, которые не любят свою Родину. Это мозаичное панно – целая эпоха. Очень важно не забывать историю, видеть прекрасное и прививать молодежи любовь к Родине и к прекрасному. Чтобы студенты дальше несли эту любовь своим ученикам и учили их. Сейчас состояние мозаики плачевное. Предстоит большая работа по восстановлению, нужно максимально подобрать цветовую гамму смальты. При демонтаже мозаики некоторые смальты отпадают, их придётся собирать и снова прикреплять к панно. Возможно, плита треснет, её придётся восстанавливать. Мозаика – это кропотливый труд. Материалы будут смальта, кафель, стекло. Кое-какие материалы из моих старых запасов. Всё зависит от цвета. Что-то придётся заказывать из Москвы или Питера», – сказал Алпамыс Кенбаев.
По словам сына Молдахмета Кенбаева, он был первым казахом в Казахстане, который получил звание профессора рисунка и живописи.
«В каждом направлении искусства мой папа был на высоком уровне. В живописи его работа «Ловля лошади» находится в Третьяковской галерее, и многие работы находятся в галереях Москвы. Живописные работы находятся в музее Кастеева. В монументальном искусстве самые шикарные его работы в соавторстве с художником-монументалистом Цивчинским Николаем Владимировичем. Это мозаичное панно на фасаде гостиницы «Алма-Ата» «Енлик-Кебек», «Сулушаш» на «Кок-Тобе» и ряд мозаичных панно по Казахстану. Много было работ в технике сграффито. К сожалению, многие произведения утрачены. В преподавательской деятельности папа преподавал в художественном училище «Гоголя». В Архитектурно-строительном институте был деканом на кафедре «Рисунка и живописи». Он был первым казахом в Казахстане, который получил звание профессора рисунка и живописи. Воспитал много художников и архитекторов, которые стали выдающимися деятелями искусства и культуры», – рассказал он.