Аналитика

"Наука и образование – главные атрибуты Послании Президента"

Чем отличается нынешнее Послание Президента Казахстана от прошлых лет? Как мы должны идти к цели? И самое главное, как преодолеть препятствия? Об этом и другом мы спросили у председателя правления-ректора Атырауского университета имени Х.Досмухамедова, депутата областного маслихата Саламата Идрисова, - сообщает newsroom.kz 

– В первый день нового учебного года в политической жизни страны произошли важные события, - говорит он. – Главное из них - Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», с которым Глава государства выступил на совместном заседании парламента.

Основные направления Послания этого года полностью охватили важнейшие социально-экономические сферы страны, способствующие  общему развитию страны,  в том числе и Атырауского региона. это, к примеру, такие направления, как строительство автодорог, нефтегазовая отрасль, предпринимательство, туризм, водное хозяйство и ряд других направлений, также включающие и региональное развитие.

Послание охватывает 9 направлений, нацеленных на устранение несоответствия между денежно-кредитной политикой и фискальной политикой, улучшение инвестиционного климата и условий, необходимых для ведения бизнеса, принятие всесторонних мер для полного использования промышленного потенциала страны, решение актуальных вопросов, касающихся инфраструктуры, постепенное наращивание кадрового потенциала страны, принятие комплексных мер по укреплению здоровья нации и модернизация системы социальной поддержки населения, улучшение экологической ситуации, повышение эффективности государственного управления, утверждение в обществе идеологии закона и порядка.

Каждое направление имеет свое значение и высокую программную ценность для развития страны. В частности, по пятому направлению в сфере образования и науки были подняты конкретные вопросы, в котором подчеркивается: «Важно последовательно повышать кадровый потенциал страны».

Несомненно, что главным залогом любого развития является кадровый потенциал. Президент отметил, что «Обеспечение экономики квалифицированными кадрами – это самая насущная задача. Прежде всего предстоит преодолеть острую нехватку отраслевых специалистов: водников, строителей, энергетиков и многих других. Речь также идет о подготовке специалистов по профессиям будущего. Работа в данном направлении уже начата». Дефицит некоторых специалистов был очевиден во время весенних паводков. Это наблюдалось не только в Атырауском регионе, но и во всех регионах, где произошли наводнения. Поэтому по поручению Президента Министерством науки и высшего образования в городе Таразе Жамбылской области осуществлялась работа по восстановлению бывшего гидромелиоративного института, и в 2024-2025 учебном году в Таразе было создано высшее учебное заведение по подготовке специалистов по водному хозяйству и ирригации.

В последние годы в стране начали открываться филиалы всемирно известных вузов. Так, в 2023 году в Северном Казахстане был открыт филиал Университета Аризоны, в Атырауском университете нефти и газа имени Сафи Утебаева – филиал известного Московского нефтяного университета им. И.М. Губкина, на базе Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова в Актобе был открыт филиал популярного британского университета Heriot-Watt, в 2024 году в Кызылординском университете имени Коркыт Ата открылась школа подготовки специалистов по искусственному интеллекту Сеульского университета науки и технологий. Эти филиалы привносят в Казахстан опыт международного европейского высшего образования и способствуют повышению качества подготовки специалистов на более высокий уровень

В целом, как отметил Глава государства, «Правительством осуществляется интернационализация высшего образования – в страну привлечены 23 известных зарубежных вуза».

Президент также отметил: «Предстоит усилить связь лучших университетов с реальным сектором экономики. Требуется синхронизировать инновационную политику с научно-технологическими приоритетами страны». В этой связи, поддержка местными исполнительными органами  развития местных вузов и внимание к мерам материальной и социальной поддержки, наряду с ростом интеллектуального потенциала региона, также окажет положительное влияние на рост инновационных идей. В большинстве случаев в сфере образования основное внимание уделяется среднему образованию, а сфера высшего образования остается несколько в стороне от поддержки местных властей. Университет же сегодня является системообразующим учреждением, насчитывающим более 8 тысяч обучающихся, более 400 представителей профессорско-преподавательского состава и общей численностью коллектива около 1000 человек, включая всех сотрудников. Сегодня решение задачи совершенствования кадрового потенциала университета сталкивается с рядом трудностей, связанных с обеспечением социальным пакетом и жильем выпускников программы «Болашак», обучавшихся в зарубежных университетах. Квалифицированные молодые ученые отказываются приезжать в Атырау из-за жилищных условий. Местные молодые ученые планируют в последующем переезд в центральные города. Думаю, что для того, чтобы молодые ученые закрепились в регионе, необходима комплексная системная поддержка и планирование. 

Еще один вопрос, на котором остановился Глава государства, касается школ.

«По моему поручению реализуется национальный проект "Комфортная школа". До конца 2025 года планируется сдать в эксплуатацию 217 школ современного формата. Данный вопрос крайне актуален и находится на контроле фонда "Самрук-Казына". Правительство и акимы должны активно подключиться к этой работе. Полагаю, депутаты тоже не останутся в стороне. Для комфортных школ правительство должно предусмотреть отдельную систему управления», - отметил Президент в своем Послании. В прошлом году в Атырау были введены в эксплуатацию 2 школы ВИНОМ. Мы знаем, что среди населения эти школы пользовались большим спросом. Некоторые  родители приезжали даже из аулов, чтобы устроить своих детей в эти школы.

 В 2021 году при Атырауском университете им.Х. Досмухамедова была открыта школа-интернат для мальчиков «Ұстаз» для обучения юношей, которые намерены в дальнейшем посвятить себя педагогической деятельности. Показатель качества школы «Ұстаз», подготовившей уже три выпуска, по количеству учеников, поступивших на обучение по  образовательному гранту, превышает 85 процентов. Было бы хорошо, если бы и школа «Ұстаз», которую университет содержит на свои средства, также была включена в программу комфортных школ, которые будут построены в регионе в будущем.

Один из вопросов, отмеченных в Послании по социальной сфере – это финансовая грамотность населения. Университет совместно с партией «АMANAT» реализует финансовый образовательный проект «Общество без долгов». 26-28 августа 2024 года на базе Атырауского университета прошел курс «Финансовая грамотность» для преподавателей 6 университетов из городов Атырау и Уральска. Практические и теоретические занятия провела сертифицированный тренер курса "Финансовая грамотность", преподаватель кафедры «Финансы и учет» Гульмира Ахметова. После получения сертификата участники курса могут обучать своих коллег-педагогов финансовой грамотности. Планируется, что проект «Общество без долгов», направленный на повышение финансовой грамотности населения, в этом году будет реализован во всех регионах и будет обучено 7 500 преподавателей школ, колледжей и университетов. С сентября 2024 года во все образовательные программы будет включена новая дисциплина «Основы финансовой грамотности».

Глава государства отметил: «(...) нужно принять меры по (...) дальнейшему повышению квалификации и социального статуса наших педагогов. Учителя – это интеллектуальный авангард страны, закладывающий фундамент долгосрочного прогресса нации». Достичь наилучших результатов можно только в интеграции лучших учебных программ, улучшающих качество образования, современных комфортных школ, грамотного руководства и квалифицированных педагогов. Наряду с этим хотелось бы также, чтобы существовала Школа родителей, поскольку зачастую в обществе имеет место необоснованные обвинения со стороны родителей.

Подобно тому, как человеческая цивилизация стала возможной благодаря развитию образования и науки, так и современное образование и наука могут придать новый импульс развитию нашей страны.