Аналитика

Какие казахстанские СМИ качают милионы из “КазМунайГаза”

Нацкомпании вообще не скупятся на имиджевые материалы, - сообщает newsroom.kz со ссылкой на ratel.kz

По данным сервиса Adata, 13 февраля 2025 года АО НК “КазМунайГаз” заключило контракт с ТОО "РА "TWELVE CREATIVE" на услуги по подготовке информационных материалов и их размещению в средствах массовой информации. Сумма контракта – 210 млн тенге, срок действия – до конца 2026 года.

Согласно технической спецификации, приложенной к лоту, поставщик обязуется готовить и размещать материалы на государственном, русском и английском языках в СМИ: как в печатных изданиях, так и в интернет-СМИ и на телевидении. Жанры материалов разнообразны – от интервью, статей, новостей и фоторепортажей до видеообзоров, рекламных и имиджевых блоков. Кроме того, “КазМунайГаз” требует, чтобы материалы обязательно дублировались в социальных сетях и мессенджерах.

Но самое интересное – “КазМунайГаз” настаивает на обязательном согласовании всех текстов статей и телевизионных сюжетов перед публикацией, а также на повторном согласовании в случае внесения правок. При этом источником информации для публикуемых материалов может быть не только сам “КМГ”, но и третьи лица и организации (предположительно, речь идет о так называемых “экспертных мнениях”).

“КМГ” определил и перечень СМИ, в которых необходимо сделать публикации.

Из печатных СМИ:

Egemen Qazaqstan, Казахстанская правда, Aiqyn, Liter. Объем публикаций на каждый год – не менее 8 000 кв. см.

Из телевидения выбраны каналы:

Хабар, 24kz, Qazaqstan, Atameken Business, 31 канал, КТК, Первый канал Евразия, Astana TV. Объем на каждый год — не менее 40 сюжетов на русском и казахском языках.

Из интернет-СМИ выбраны сайты:

Tengrinews.kz, zakon.kz, kazpravda.kz, egemen.kz, inform.kz, informburo.kz, lada.kz, inbusiness.kz, kursiv.kz, azh.kz, orda.kz, ulysmedia.kz, petrocouncil.kz, stan.kz, bes.media, 24.kz, kaztag.kz, lsm.kz, adyrna.kz, massaget.kz, halyq-uni.kz, vlast.kz, aikyn.kz, liter.kz, khabar.kz, qazaqstan.tv, 31.kz, ktk.kz, 1tv.kz, astanatv.kz, nur.kz, forbes.kz, kapital.kz. Объем публикаций на каждый год – не менее 52 материалов.

Судя по всему, сумма в 210 млн тенге не окончательная, поскольку “КазМунайГаз” покупает статьи о себе не впервые. Например, в прошлом году компания заключила договор и два дополнительных соглашения на услуги по подготовке и размещению публикаций и сюжетов в СМИ на общую сумму 390 млн тенге. Тогда подрядчиком выступала компания ТОО "DARA Consult". Договор был аналогичен тому, что “КМГ” заключил в этом году, с одним отличием — в нем было требование публиковать статьи без пометки “PR” и не указывался перечень ресурсов, на которых должны быть опубликованы материалы.

“КазМунайГаз” – не единственная подведомственная организация, закупающая услуги по размещению имиджевых материалов в СМИ. Например, подрядчик “КазМунайГаза” – ТОО "РА "TWELVE CREATIVE", креативное PR-агентство, зарегистрированное в Алматы. Директором компании числится Андрей ВОВНЯНКО. Агентство выиграло не один тендер по созданию и размещению материалов в СМИ, и большинство его заказчиков – либо дочерние компании “КазМунайГаз”, либо АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”.

Только в этом году “TWELVE CREATIVE” получило три контракта на имиджевые услуги на общую сумму 273 млн тенге. Помимо “КМГ”, два контракта с агентством заключили АО “KEGOC” (компания по управлению электросетями) и АО “КазТрансОйл”. В прошлом году компания также получила многомиллионные контракты, причем больше от госорганов. Бюро по туризму Алматы заключило с ними наиболее дорогой контракт. В 2023 году агентство выиграло тендеров на сумму 426 млн тенге, и за исключением контракта с Бюро по туризму Алматы, все они были от дочерних компаний “Самрука” или “КазМунайГаза”: от самого Фонда “Самрук-Казына”, от АО “Самрук-Энерго” и нацкомпании "QAZAQGAZ".

Также большое количество договоров на размещение имиджевых статей получила фирма-конкурент – ТОО "DARA Consult". Так что трудно назвать точную сумму, которую нацкомпании тратят на пиар, но можно утверждать, что за последние несколько лет суммы превысили миллиард тенге. Мы не можем утверждать, но предполагаем, что речь идет о хвалебных статьях, ведь вряд ли кто-то стал бы оплачивать “чернуху” о себе.

Тактика размещения оплаченных материалов существует в нацкомпаниях, очевидно, по аналогии с госорганами – акиматы всех уровней и департаменты регулярно закупают имиджевые материалы в СМИ. Основным оператором таких госзакупок были региональные управления внутренней политики (или управления общественного развития, как их переименовали в некоторых регионах). Правда, после 2021 года, вследствие многочисленной критики со стороны граждан и независимых изданий, этот процесс сделали непубличным: на сайтах госзакупок тендеры не публикуются, все разыгрывается в закрытом режиме. Лишь изредка всплывают отдельные тендеры на госинформзаказы от конкретных ведомств.

Оказалось, что дочерние компании “Самрука” и “КазМунайГаза” покупают не только хвалебные статьи, но и услуги по мониторингу информации о себе. Например, в 2023 году Фонд “Самрук-Казына” заключил договор с ТОО "Alem Research" на услуги информационного мониторинга на сумму 3,3 млн тенге. За эти деньги подрядчик должен “активно” и “динамически” мониторить сообщения и публикации о деятельности АО “Самрук-Казына” в республиканских, региональных и зарубежных СМИ, а также на специализированных интернет-ресурсах.

“Самрук-Казына” считает, что эта услуга необходима для оперативного обнаружения публикаций и определения их тональности по шкале: “негативный”, “нейтральный” и “позитивный”. Скорее всего, речь идет не о ручном мониторинге, а о доступе к системе автоматического анализа: техспецификация содержит требования к доступу в систему мониторинга, просмотру в режиме реального времени, лингвистическому анализу и “автоматическому определению тональности материалов”.

Суммы таких договоров сравнительно небольшие, но их заключают с большинством дочерних компаний “Самрука” и “КазМунайГаза”: АО “Казатомпром”, “KEGOC”, “Казахтелеком”, “Эйр Астана”, “Павлодарский нефтехимический завод”. Загадкой остается лишь то, что делают дочерние компании “Самрука”, обнаружив публикацию в “негативной тональности”.

Ранее мы писали о том, что белые воротнички Самрука прокатали за три года 679 млн тенге, преимущественно на автомобилях представительского и бизнес-классов, с возможностью въезда в Акорду, Дом министерств и иные столичные особо охраняемые места. Контракт на очередные “покатушки” был заключен спустя три дня после произнесения Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ его слов о затягивании поясов.