Авторынок Казахстана-2020: рост во время кризиса

Авторынок Казахстана-2020: рост во время кризиса

фото из интернета

 width= Автомобильный рынок Казахстана в 2020-м демонстрирует парадоксальные тенденции. На фоне пандемии увеличились продажи люксовых авто, да и в целом новые машины раскупают лучше, чем в докризисные времена.  В чём же секрет? Коронавирус и карантин принесли многим семьям падение доходов, поэтому приобретение нового автомобиля, казалось бы, сегодня не совсем актуально. При этом аналитики «КазАвтоПрома» по итогам трех кварталов 2020 года отмечают, что казахстанцы приобрели свыше 61,3 тысяч новых легковых автомобилей, что на 24,1% выше результата годичной давности. Что же движет потребительской активностью на авторынке? Отвечая на этот вопрос, дилеры отмечают ряд любопытных моментов. Сам по себе тот факт, что продажи выросли, свидетельствует, что многие в стране не хотят откладывать покупку автомобиля. Значительную роль здесь сыграли опасения девальвации тенге, отсюда стремление людей быстрее осуществить свои планы – до того, как дилер объявит об очередном повышении цен. Наиболее наглядно это проявляется в премиум-сегменте, а также в сегменте наиболее востребованных сегодня кроссоверов. Главное – практичность Спрос на кроссоверы объясняется просто: потребитель стремится иметь универсальную машину, способную уверенно передвигаться не только по асфальту, чтобы на ней можно было выехать на природу, в горы. Конечно, с этой точки зрения внедорожник остаётся предметом мечтаний для многих, но любой полноразмерный внедорожник потребляет много топлива, к тому же на него высокий годовой налог. Вот почему более доступные во всех отношениях кроссоверы остаются самым практичным и массовым выбором.

– Казахстанцы в целом стали более практичными в выборе авто, – рассказали нам в автоцентре Toyota City Almaty. – Приобретая любой автомобиль (не только большой внедорожник, но и, скажем, люксовый седан) с объёмом более 4 литров, вы резко увеличиваете налог на двигатель. Лучше взять двух- или трёхлитровую турбированную машину и платить меньше налогов. Но и другой (европейской) крайности у нас нет: казахстанцы не стремятся покупать маленькие малолитражки из-за низкого расхода. Маленькое авто, конечно, практично, но не так престижно, в вопросе предпочтений здесь Казахстан больше похож на Америку.
Как отмечают дилеры, покупатель в нынешних условиях, безусловно, стремится сэкономить, но далеко не на всём. Он стал более взыскательным и требовательным к опциям автомобиля. И на первый план здесь выходят современные системы безопасности: количество эйрбэгов, система экстренного торможения, ассистенты торможения и удержания автомобиля в полосе, активный круиз-контроль, система стабилизации, другие инновационные штуки.
– Для казахстанцев безопасность выходит на первый план, – отмечают в Audi Center Almaty. – Часто потребители заостряют внимание на количестве подушек безопасности, на толщине металла. Покупатели интересуются и инновационными решениями. Например, удержание автомобиля в полосе – новая смарт-технология, к которой люди в скором времени привыкнут, и она станет востребована – так же, как в своё время привыкли к ABS и ассистенту курсовой стабилизации. Если вы будете ехать по трассе и забудете включить поворотник при перестроении, то автомобиль сам вернёт вас на вашу полосу: система решит, что вы засыпаете за рулём. Либо, если при трогании задним ходом за автомобилем будет стоять человек, ваша машина просто не начнёт движение. Всё это важно, потому что это безопасность, и наших клиентов это сегодня интересует. В целом мы отмечаем резкий рост внимания покупателей к новым технологиям.
Говоря о конкретных предпочтениях клиентов, дилеры отмечают, что здесь сегодня явно доминирует практичность. В том числе – даже и в премиум-сегменте. На фоне пандемии, люди чаще заказывают самые важные для себя комплектации, многие хотят камеру или парктроники, но цена вопроса не всех устраивает. Если автомобиль стоит 7-8 миллионов тенге, то парктроников будет достаточно, если же машина стоит около 20 миллионов, то тогда для клиента уже важно наличие всего, что только возможно. Среди покупателей стал востребован климат-контроль, хотя раньше для многих было достаточно иметь просто кондиционер. Сейчас покупатели редко требуют дорогую премиальную акустику. Для них это не так принципиально. Зато в люксовых автомобилях чаще запрашивают комфортные сиденья, интересуются сиденьями из натуральной кожи.
– Мы долго искали такую комплектацию, в которой нет ничего лишнего, такого, чем ты просто не будешь пользоваться, – рассказывает автолюбитель Аскарбек М. – Разбеги между базовыми и полными комплектациями бывают весьма значительными. Иногда базовая комплектация одной модели стоит как полная комплектация её же предыдущей модели. Понятно, что производитель стремится усовершенствовать своё творение, но не все ультра-дорогие опции бывают так необходимы. Так что, господа, выбирайте и ещё раз выбирайте.
«Женский» джип? Нет, не слышали Автомобили, как и ранее, в восприятии казахстанцев субъективно продолжают делиться на «мужские» и «женские». Однако эта грань уже не такая чёткая, как раньше. Вы часто можете встретить на дороге девушку за рулём большого брутального джипа или крупного мужчину, который передвигается на малолитражке. «Клиенты подстраивают авто под свою жизнь и её потребности, в целом практичность берёт верх над стереотипами, – отмечают дилеры. – Например, вы молодая девушка, но вам приходится часто ездить в горы, где находится дача или где живут ваши родители, и там нет асфальта, крутые подъёмы, тогда вам нужен джип, это нормально». Ещё любопытное отличие казахстанского авторынка: мировые тренды в сторону электроавтомобилей наших людей пока мало интересуют. Так, к примеру, гибридные автомобили востребованы слабо, потому что казахстанский потребитель не доверяет такому типу двигателя и в глубине души не уверен, что его можно самостоятельно отремонтировать. Даже если наши производители и дилеры готовы предоставлять сервис на такие виды двигателей, сам потребитель всё равно сомневается, что это будет доступно.
– Я бы не рискнул, располагая достаточной суммой, покупать новый «гибрид», потому что понимаю, что её лет через 5-7 сложно будет продать за адекватные деньги, – отмечает автолюбитель Серикжан М. – Да, экономия топлива — это важно, но что потом? Согласитесь, если вы тратите около 15 миллионов на такую машину, то будет неприятно через несколько лет столкнуться со сложностями при ее продаже.
Эксклюзивные заказы  Казахстанцы остаются консервативными в выборе цвета. По оценкам Orbis Auto, самым популярным остаётся белый цвет, на втором месте находится чёрный. На автомобили двух этих цветов приходится 90% продаж. Серебристый цвет теряет популярность, сейчас это – единичные продажи. Что же касается люксовых автомобилей, например, таких марок, как Porsche, то их поклонники стремятся получить яркие цвета, они любят выделяться в потоке. Например, Porsche Macan часто заказывают синего или зелёного оттенка (так называемый Mamba green), Porsche Cayenne популярен в цвете Orange lava. Вместе с тем, примерно половина покупателей таких авто – консерваторы, выбирающие белый или чёрный.
– Премиум-сегмент, по-прежнему не лишён эксклюзивных заказов. Так, в сегменте автомобилей стоимостью от 30 миллионов и выше бывают необычные запросы. Например, в компанию Porsche, Audi, дилер направляет эксклюзивные заказы, по которым могут собрать именно такой автомобиль, который хочет клиент. Установить «именную подножку», выбрать нестандартный цвет, смонтировать особые электронные опции. Если же говорить об автомобилях массового сегмента, то здесь наши люди – однозначно за практичность. Заказать определённый цвет, который клиент хотел бы получить, здесь практически невозможно – он может выбрать лишь из той палитры, которая доступна. Но людей интересует не это. Для них здесь главное – функционал, конкретно то, что вы получаете за свои деньги, - рассказывает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.
Выгодные автокредиты?  Анализируя феномен взрывного спроса на новые авто в нынешний кризисный год, специалисты склонны объяснять эту тенденцию достаточной активностью банков. Оживлению рынка сильно способствуют программы кредитования.
– Люди понимают, что, купив машину сейчас и оформив её в тенговый кредит, можно выиграть, так как скорее всего через некоторое время она станет дороже. И не факт, что та переплата, которая получается по кредиту, превысит вашу переплату на тот момент, когда вы бы подкопили средств и смогли бы купить авто без кредита. К тому же, у нас в стране сейчас есть государственные программы – льготное автокредитование под 4%, плюс каждый бренд ещё поддерживает своего покупателя, предоставляя дополнительные бонусы и системы рассрочки совместно с дилерской сетью. Как результат, сейчас очень активно используются финансовые инструменты: поддержка клиента со стороны салона, бренда, поддержка дилером-импортёром по программе «trade in», когда, сдавая свой автомобиль с пробегом, вы получаете льготу при покупке нового авто. На финальное решение о покупке автомобиля влияет, конечно, цена и кредитная переплата. Люди используют все доступные возможности, и мы видим, что благодаря кредитованию продажи хорошо увеличились – практически в два раза за последние два года. И «коронавирусный» кризис на это никак не повлиял, – резюмирует Динара Искакова.

Загрузка...