Как известно, что из-за вынужденных карантинных ограничений все театры мира спустили занавес на долго.
Только после летних онлайн показов, некоторые отечественные театры снова открыли свои двери поздно начиная свой очередной сезон. И те постановки, о которых дальше пойдет речь тоже не исключение.
Не смотря на то, что и в шахтерской столице, и в центре благодатной земли Жетису много было желающих лицезреть новые пьесы известного драматурга Жолтая Жумат-Алмашулы, ввиду табу на время вирусной пандемии областные театры вынуждены были ограничить количество зрителей, которые очень хотели посмотреть новый образ нашего знаменитого земляка, великого ученого Абу Наср Аль-Фараби, творившего в средние века.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что преоделевая опеределенные трудности возникшее в связи с распростренением вирусной инфекции, в нашей стране на должном уровне празднуется 1150 летие великого ученого Абу Насыр Ал-Фараби и 175 летие нашего главного поэта Абая согласно плану мероприятий утвержденных Главой Государства. Ведь юбилейные празднования это не только торжества и концерты, а больше изучение наследия наших известных предков, воплощение их образов на сцене, чтобы донести их до подрастающего поколения, а также научные конференции которые проходят в режиме он лайн.
Как человек, который имел отношение к интрепретации на русском языке новых драматургических произведенни Жолтая Алмашулы об Абу-Наср, мне было интересно постановки данных спектаклей именно на профессиональной сцене.
Одна из премьер постановки исторической драмы «Яркая звезда Востока» (на казахском – «Аққан жұлдыз құласа...») состоялась на сцене Талдықорганского областного казахского драмтеатра имени Бикен Римовой. Режиссер постановки Сабыралы Кемелбайтеги, который давно создал удачный творческий тандем с соискателем на госпремию РК, заслуженным деятелем республики Жолтай Жумат-Алмашулы. Как и воочию увидели сами зрители местного театра, фабула пьесы охватывает последние моменты жизни Абу Насыр Аль-Фараби и при этом имеются и уместные лирические отступления, которые дополняют произведение. И надо сказать, что и автор драмы, и постановщик пьесы достигли своих целей.
Ведь восстановить великий образ величайшего нашего предка, жившего почти X веков назад дело не простое. И театральный критик А.Мукан, присутствоваший на премьере также справедливо отметил, что в пьесе полностью раскрыт образ разносторонного таланта средневековья, непровзейденного ученого Востока.
Вторая постановка на тему жизни и творчества Абу Насыр осуществилась в Академическом театре казахской драмы имени С.Сейфуллина в городе Караганда. Название драмы Ж.Жумат-Алмашулы «Великая жизнь великой души» («Ғұлама ғұмыр»), а поставил пьесу известный режиссер Куандык Касымов. И здесь же, несмотря на то, что было ограничено посадочных мест на театральном помосте, спектакль снискал восторженное одобрение со стороны искушенных театралей, которое выразилось в долгих овациях зрителей.
Самое главное, каждый из режиссеров работавшие над одной драмой, нашли свои приемы воплощения образа ученого в двух пьесах на одну тему, и по своему интерпретировали произведение одного автора, подходя к художественному решению по-творческий. И надо особо отметить, что и драматург, и режиссеры постарались на славу.
Например, в драме «Яркая звезда Востока» режиссер решил изобразить Абу Насыр в молодости (арт. Ж. Заманбеков) и в старости (арт. С.Нурхалык) раздельно, как бы разделяя одну пьесу по хронологии на две части. А в следующей постановке «Великая жизнь великой души» артист Н.Есей от начало до конца пьесы удачно сыграл образ мыслителя сам.
При этом, конечно было бы некорректно сразу давать утвердительную оценку актерам привлеченных для создания главных ролей в вышеназванных спектаклях, ибо мы думаем, что это удел театральных критиков. Да и пьесы видимо будут совершенствоваться по мере сниятия карантина и предоставления больше возможностей для полноценных репитиции.
Главное то, что вопреки трудностям нынешнего года, которые предподнесла всемирная пандемия, череда мероприятий в рамках празднования юбилея Абу Насыр Аль-Фараби приятно пополнились с двумя такими яркими событиями в театральной жизни страны.
Успеху не помешало и то, что было мало зрителей в зале из-за всем известных ограничительных мер.
Ясно одно, что обе постановки займут достойные места в репертуаре казахских театров в будущем, и после подведения итогов юбилейного года.
Ербол Давлетов,
Кандидат филологических наук, культролог