Развитие общества представляет собой нелинейный и сложный, комплексный процесс функционирования различных элементов общества. В мобилизации политико-экономической жизни несущей конструкцией являются политические партии или партия, находящаяся во власти. Степень общественной консолидации на решение масштабных задач зависит от силы и внутренней монолитности и эффективности функционирования такой партии или способности ряда партий, получивших общественный кредит доверия, сформировать и реализовать на практике принятые партийные решения.
В политической культуре современного Казахстана сформировалась так называемая «полуторапартийная система с доминантной партией». И это неслучайное явление. В политической истории многих государств, осуществляющих кардинальные социальные изменения обнаруживается некое наиболее активное политическое ядро, которое берет на себя ответственность за происходящие изменения и вокруг которого концентрируются наиболее инициативные общественные деятели с целью участия в преобразовании общественных отношений. В частности, известны случаи таких политических объединений, которые на переломном этапе проявили свой потенциал общественной консолидации и политического действия. Анализ международного опыта развития наиболее успешных стран ясно демонстрирует, что полуторапартийная система с доминантной партией является наиболее оптимальным форматом политической модели в условиях необходимости осуществления в сжатые сроки масштабных модернизационных проектов. Исторические прорывы и экономические успехи многих восточноазиатских стран пришлись на периоды, когда был установлен «стабилизационный период» правление одной доминантной партии. К примеру, в поствоенной Японии это была Либерально-демократическая партия, которая доминировала с 1950 по 1990-х гг. Экономические успехи Малайзии были во многом обусловлены доминированием партии Национального фронта с 1950 г., а в Сингапуре партии «Народного Действия» также с 1950 г. Что касается более свежих примеров, то можно выделить Турцию, экономика которой развивалась ускоренными темпами с 2002 г., после установления доминантного правления Партии справедливости и развития.
В Казахстане, особенно на протяжении последних двух лет, можно наблюдать всплеск активности и значения такой доминантной партии, как «Нур Отан». Чем это можно объяснить? С нашей точки зрения это связано, в-первую очередь с масштабностью и сложностью задач, которые сегодня стоят перед нашим обществом и государством. Мир переживает не лучшие времена, связанные с международной турбулентностью и своеобразной «растерянностью» перед лицом нарастающих деструктивных процессов. В этой ситуации позитивным фактором в современной политической истории нашей страны можно считать фактор политической ответственности и решимости партии «Нур Отан» взять политическую инициативу в свои руки. Во-вторых, Казахстан сегодня переживает процесс политического транзита, в котором процесс преемственности власти должен осуществляться при модерировании наиболее значимой политической силы в обществе, которая способна обеспечить плавную, поступательную и бесконфликтную передачу власти от одного поколения политиков другому. В-третьих, в современной ситуации, когда благодаря информатизации и цифровизации происходит маргинализация и автономизация общественной жизни, политические партии переходят от «площадной политики» к новым формам и форматам политической коммуникации, которая заставляет идти «от сердца к сердцу» каждого члена общества в условиях социальной дистанциированности и автономности. Роль новых информационных технологий в этом процессе серьезно возрастает. Растут и требования к компетенции политиков, их способности быстро осваивать технические и технологические новации в процессах политической деятельности. Думаю, что ставка Лидера нации и председателя партии «Нур Отан» на молодые креативные силы явилась выверенным и дальновидным шагом. Как известно, после судьбоносного решения Елбасы весной 2019 года о передаче власти новому поколению политиков, стало своего рода триггером многих процессов в стране, главным из которых явилось обновление политического поля и вывод на арену политиков новой генерации с приданием ей большего груза ответственности и доверия. «Команда молодых политиков», возглавляемая креативным и инициативным политиком поколения независимости Бауыржаном Байбеком, достаточно активно принялась за решение данной задачи, поставленной Лидером Нации, после избрания новым президентом Казахстана Касым-Жомарта Токаева летом 2019 года. В этой ситуации логичным стало построение устойчивой триединой конструкции политической модернизации в нашей стране: 1) силы политической традиции, олицетворяемой самим Нурсултаном Назарбаевым как основателем этой модели; 2) Касым-Жомартом Токаевым как интеллектуалом и опытным политиком международного уровня, способным отрефлексировать текущие и перспективные тренды политических процессов в мире и Казахстане; 3) Бауыржаном Байбеком, который на сегодняшний день обладает наиболее дееспособным, кумулятивным зарядом политической инициативы и действия, объединяющих молодые силы политиков нового поколения. Я полагаю, что данная конфигурация политического менеджмента в Казахстане оказалась достаточно устойчивой и способной успешно реагировать на непростые задачи, которые стоят перед нашим обществом и государством на данный переломный момент.
Вполне резонным в этом плане является вопрос о том, как изменилась партия «Нур Отан»? И что ей удалось сделать за последние 2-3 года с момента обновления ее рядов?
Как известно, в августе 2019 года, после выборов нового Главы государства, на расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» Елбасы и Лидер партии Нурсултан Назарбаев предложил «перезагрузку» и представил программу «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем – 7 импульсов партии «Нур Отан». В рамках реализации данной Программы Елбасы поручил принять меры по консолидации активных членов партии, усилить борьбу с коррупцией и провести «чистку рядов» самой партии, максимально реализовать потенциал органов партии на всех уровнях, повысить партийную ответственность на всех уровнях власти, а также внедрить четкий страто-ориентированный принцип работы с населением, организовать наступательную информационно-идеологическую политику, принять меры по объединению молодежи вокруг партии. Эти задачи по сути стали руководством к действию «новой команды» политических менеджеров партии «Нур Отан». Надо сказать, что большинство этих задач на современном этапе находятся в актуальной повестке дня партии и реализуются «на марше».
Первый Президент Казахстана в транзитный период, прежде всего, поставил задачу консолидации политической элиты вокруг фигуры, программы и инициатив второго президента Казахстана, Касым-Жомарта Токаева. «Партия должна работать, предлагать конкретные решения проблем, тогда будет и авторитет, и поддержка со стороны населения. Необходимо извлечь уроки из опыта стран, являющихся лидерами, как в экономике, так и в области политического развития, — сказал тогда Лидер Нации, — Сейчас время, когда правительство и вся исполнительная власть должны засучить рукава и решать конкретные проблемы людей, исполняя предвыборные обещания партии «Нур Отан» и избранного Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. В первую очередь, необходимо плотно работать в регионах, непосредственно с людьми». Не смотря на потенциальную опасность разлада в рядах политической элиты в условиях политического транзита, партии «Нур Отан» удалось сохранить единство и монолитность своих рядов и более того, стать в авангарде реализации концепции президента Токаева по дальнейшему развитию и укреплению «слышащего государства». Партия проявила себя в качестве активного проводника инициатив Главы государства среди населения, став одним из связующих звеньев между государством и обществом.
К числу реализованных на сегодняшний день проектов партии можно отнести задачу консолидации активных членов партии и общества. В частности, «Нур Отан» в довольно непростых условиях пандемии сумел осуществить эту работу через механизм внутрипартийных праймериз, который в казахстанских реалиях стал политической новацией, опирающейся на передовой международный опыт. Не смотря на то, что это было достаточно «рисковой операцией» в условиях распространения пандемии, тем не менее руководство партии пошло на беспрецедентные меры по внедрению в сознание наиболее активных и деятельных членов партии возможностей открытого политического участия в делах страны на конкурентной основе и в онлайн режиме. Это стало реальным «социальным лифтом» для большого числа политиков новой генерации. В 2020 году впервые в новейшей истории Казахстана состоялись внутрипартийные праймериз и по их результатам 77 кандидатов, прошедших отбор, выдвинуты решением политсовета «Нур Отан» на утверждение съездом партии, а по итогам последних прошедших выборов в парламент страны 36 победителей праймериз прошли в Мажилис. Это был безусловный успех проекта праймериз от партии «Нур Отан». Многие известные общественные деятели, блоггеры и гражданские активисты пополнили ряды партии «Нур Отан», значительно усилив и обновив кадровый состав партии и депутатский корпус парламента.
Партия «Нур Отан» подтвердила свое политическое лидерство на партийно-политическом поле Казахстана. На выборах депутатов в Мажилис партия «Нур Отан» набрала 71,09% голосов избирателей, став доминирующей политической силой в законодательном органе страны. На состоявшихся недавно прямых выборах сельских акимов партия «Нур Отан» забрала 86% мест, в результате чего 627 акимов представлены партийцами, в том числе партийцами-самовыдвиженцами (8,9% или 65 человек). Это значимая победа и авторитет партии на местах, а не только в столичных кабинетах, к чему призывал Елбасы.
Важной особенностью работы партии «Нур Отан» в новых условиях, связанных с распространением пандемии коронавируса, стала волонтерская деятельность партийцев, которая получила заслуженный отклик у пострадавшего населения. Были приложены немалые усилия штаба партии для того, чтобы казахстанцы справились с пандемией с наименьшими потерями. По инициативе Елбасы был создан фонд «Birgemiz», благодаря которому казахстанцы оставшиеся без работы, а также из малообеспеченных семей получили материальную помощь. А по поручению Главы государства, малый бизнес получил налоговые послабления. Кроме того партийцы возглавили волонтерское движение, оказывая помощь населению, а волонтеры по всей стране в условиях карантина доставляли продуктовые пакеты людям. Ни одна другая политическая партия в стране не сумела так отреагировать на беды и чаяния простых людей.
Принципиальным направлением партийной «перезагрузки» стало обновление Комитета партийного контроля, который возглавил Павел Казанцев. Жесткий контроль и исполнение всех инициатив партии, предвыборных обещаний Президента страны Касым-Жомарта Токаева, анализ хода исполнения Правительством предвыборной программы партии, усиление партийной ответственности должностных лиц – именно такие задачи были поставлены перед партией, с которыми она поступательно справляется. «Не замалчивать, встречаться с людьми. Объяснять, и открыто обсуждать проблемы, поднимаемые гражданами. 47% поступающих жалоб в общественную приемную партии касаются вопросов, которые должны решаться на местах председателями региональных и территориальных филиалов. Комитету партийного контроля нужно тесно взаимодействовать с Общественной приемной и добиваться того, чтобы такие вопросы оперативно решались непосредственно на местах. Надо выявлять системные проблемы и решать их комплексно. Те же обращения, которые не решаются сразу, волокитятся, надо брать на партийный контроль на всех этапах рассмотрения» — говорил членам Комитета Партийного Контроля на первом заседании обновленного состава Первый заместитель Председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек. Стоит особо отметить, что партия перестала быть партией только «электорального периода», как большинство партий в Казахстане, а стала партией каждодневных конкретных дел. Именно такого рода «перезагрузки» ждали казахстанцы и партия «Нур Отан» сегодня оправдывает эти надежды. Люди стали отвыкать от мысли, что партия активна только накануне выборов. Благодаря активному взаимодействию с населением были обсуждены и приняты 216 предвыборных региональных программ. В них были учтены более 17 тысяч предложений граждан.
«Нур Отан», как и любой политический институт, не стоит на месте, он эволюционирует, развивается. Отрадно, что партия «обросла» мускулами компетентной экспертно-аналитической деятельности и активного участия в общественном информационном дискурсе. Изменения произошли в деятельности партии в рамках усиления работы общественных приемных – тысячам людей по всему Казахстану партия помогла решить их проблемы. Также успешно шел процесс «чистки» рядов партии – уже в первый месяц перезагрузки было исключено 80 тысяч пассивных членов партии. Партия самым существенным образом осуществляет «чистку своих рядов» и рекрутирование новых молодых лиц в свои ряды, находясь в авангарде общественного обновления. Как говорил Елбасы на расширенном заседании Политсовета – «для общего успеха нам нужны сильные лидеры и сильная партия, нацеленные на развитие консолидации общества, чутко реагирующие на запросы».
Конечно предстоит еще многое сделать, например, в плане борьбы с коррупцией, реализации потенциала органов партии на всех уровнях, повышения партийной ответственности и отчетности перед обществом членов партии, находящихся во власти, широкого внедрения передового международного опыта партийного строительства и обеспечения активной роли партии в политическом процессе страны. Думается, эти задачи будут находится на острие партийной работы. Важно, что партия «Нур Отан» сегодня символизирует собой достаточно динамичный драйвер общественного развития страны. Это главный вывод из прошедших 2-3 лет «перезагрузки» партии.
Айдар АМРЕБАЕВ,
политический аналитик