Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search
16 марта, 2022 / NewsRoom / Новости

От интеграции к прорыву в науке

От интеграции к прорыву в науке

От интеграции к прорыву в науке
фото из интернета
Мы уже говорили о глобальных позитивных направлениях деятельности Министерства образования и науки в 2022 году не только в области образования, но особенно радует активнось перемен в области науки. 4 февраля 2022 г. Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал о финансовой  поддержке  казахстанских ученых. В 2022 году было направлено 3,2 млрд. тенге только на бесплатные секции и кружки в Алматы, более 40 экопроектов разрабывают казахстанские ученые. Министр отметил законодательные изменения в сфере науки, благодаря которым теперь 3 тысячи казахстанских ученых будут получать зарплаты вне зависимости от наличия гранта. Это значит, что ученые будут получать регулярное финансирование и проводить исследования на постоянной основе. «Есть и плюсы, и минусы, некоторые критикуют за это, говорят, что должна быть только такая система. Но я думаю, что для таких институтов гуманитарного профиля, как история Казахстана, философия и так далее, эти вопросы являются очень важными - поддержка государства. Грантовое финансирование, программно-целевое финансирование мы тоже будем развивать. Очень важно обеспечить открытость, прозрачность, четкость всех процедур, адекватность и объективность принятия решений», - сказал министр в ходе церемонии награждения ежегодной премией «Лучший научный работник».  width= И уже 3 марта 2022 г. Комитет науки МОН РК объявил о проведении конкурса на грантовое финансирование по научным и научно-техническим проектам на 2022-2024 годы по приоритетным направлениям развития науки. Особое место при подготовке заявок уделяется молодым кадрам, не менее 25 % членов исследовательской группы должны быть из числа специалистов или ученых возрастом не старше 40 лет. Поэтому одной из важнейших задач на сегодня, стоит подготовка высококвалифицированных специалистов и одним из путей решения проблемы, является интеграция науки и образования, в частности между 18 НИИ, подведомственных Комитету науки МОН РК и Казахским национальным университетом им. аль-Фараби, которая началась в 2014 году, а 2 февраля 2022 года получила новый импульс, кроме того, между вузами Казахстана и НИИ были подписаны дополнительно меморандумы и соглашения. 14 марта 2022 года в КазНУ им. аль-Фараби состоялась встреча ректора Туймебаева Ж.К. с директорами 18 НИИ и «Ғылым ордасы». Перед вузами и НИИ – отметил ректор, МОН РК ставит задачи разработки инновационых мультидисциплинарных учебных программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры и постдокторантуры. Это позволит во-первых, внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс, во-вторых, в целях передачи передовых научных знаний студентам, будут привлечены более 300 ученых и сотрудников НИИ для чтения лекции и ведения занятий, рецензирования, руководства научными работами. В-третьих, ожидается совместный безбарьерный доступ к лабораториям, и вузов, и научно-исследовательских институтов. Планируется открытие около 100 совместных диссертационных советов, что позволит повысить качество подготовки специалистов. Так же, приоритет в научно-исследовательской стажировке и практике должен быть направлен в НИИ.  width= «Это не только для КазНУ им. аль-Фараби основные области сотрудничества, поскольку он интегрируется в исследовательский университет, но и для научных организации, тоже хорошая возможность для разработки образовательных программ совместной реализации с университетом» – сказала на встрече проректор Жакыпова Ф.Н. Директор Института экономики Сатыбалдин А.А. озвучил о тех мероприятиях, которые были проведены с момента подписания Генерального соглашения 2 февраля 2022 года между 18 НИИ и комплексом «Ғылым ордасы» и КазНУ им. аль-Фараби. Полностью систематизирован и проанализирован кадровый потенциал научно-исследовательских институтов. В связи с тем, что в интеграционный процесс вошло еще 8 НИИ, на следующий 2022-2023 учебный год планируется увеличить число штатных ученых от НИИ до 120 человек. Следующей важной задачей является разработка учеными НИИ и кафедр совместных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и докторов PhD. На сегодняшний день действует более 20 совместных учебных программ, которые введены в Реестр МОН РК в 2021 году от 10-ти научно-исследовательских институтов. Анализ итогов образовательного процесса по этим программам, уже показал положительный результат, так как они разработаны на основе научных результатов, полученных учеными научно-исследовательских институтов в результате инновационных методик выполнения проектов по грантовому и программно-целевому финансированию. Вновь присоединившимся ученым 8 институтов, необходимо разработать по одной учебной программе, для нового набора студентов, которые можно будет внедрить в учебный процесс уже с сентября. Предлагается подготовить по одной совместной научной заявке на ГФ с участием ученых по соответствующим специальностям КазНУ. Преимущество данного проекта будет заключаться в мультидисциплинарности, с использованием опыта специалистов не одной направленности, а привлечения ученых нескольких факультетов. Например, для заявки по цифровой экономике можно привлечь специалистов факультета ВШЭБ, юрфака и факультета информационных технологий и т.д. Эти совместные проекты по актуальным проблемам исследования будут усиливать научный потенциал не только института, но и университета, в них обязательно нужно включить не только магистрантов и докторантов НИИ, но и студентов университета.  width= Для того, чтобы, и профессорско-преподавательский состав КазНУ, и студенты лучше узнали НИИ, необходимо выступить директорам НИИ и «Ғылым ордасы» с открытой лекцией ознакомительного характера перед студентами факультетов. Рассказать какие разрабатываются научные проекты, в каком направлении двигается институт, об ученых, о перспективах развития институтов. Это будет с одной стороны реальной рекламой, а с другой стороны привлечением будущих магистрантов и докторантов в НИИ для обновления кадрового потенциала. Кроме  того, в  НИИ  проводится  огромная научная работа по проектам, ежегодно  готовятся  отчеты, публикуются  результаты  проектов, но основные научные результаты не получают широкого распространения. Поэтому, нужно научные разработки систематизировать и передать университету для публикации в виде учебного, методического материала для студентов. НИИ могут проводить на своей базе и лабораториях все научные стажировки студентов. Только за этот год, в 10 НИИ прошли практику около 400 студентов, получили опыт и знания. 15 марта 2022 года  на  Аппаратном совещании МОН РК было озвучено, что в  ближайшие  дни  Комитет науки  объявит  новый конкурс на грантовое финансирование молодых ученых по проекту «Жас ғалым» или «Конкурс постдоков» на 2022-2024 годы, и он будет особенным. Как  проинформировал министр А.К. Аймагамбетов, важным отличием является то, что теперь к конкурсу будут допущены и выпускники докторантуры, которые на сегодняшний день еще не успели защитить диссертацию. Им будет ставиться главное условие: защита диссертации в течение 1 года, остальные 2 года, они смогут работать, как постдокторанты. Это очень хороший  шанс  для  дальнейшей  успешной  научной  карьеры. Таким образом, углубление интеграции НИИ и вузов в процессе совместной подготовки высококвалифицированных специалистов сделает выпускников  только  сильнее  и  конкурентоспособнее.

Уалтаева Алтын – Ведущий научный сотрудник Института истории

и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, руководитель

Центра подготовки научных кадров

«Ғылым ордасы», к.и.н., ас.профессор.