Почему казахи, казахстанцы обязательно должны отдавать своих детей в казахские школы?

Почему казахи, казахстанцы обязательно должны отдавать своих детей в казахские школы?

фото из интернета

Искренне поздравляя наших граждан с прошедшим праздником - Днем единства народа, желаю всем нам и далее как зеницу ока  беречь эту непреходящую ценность.

Лелеять, беречь. сохранять мир и согласие в нашем общем доме, имя которому Республика Казахстан – святой долг и  обязанность каждого из нас. Казахстану на протяжении почти 30 лет независимости удалось предотвратить межэтнический хаос, который имел место в России, Грузии, Азербайджане, Армении, Молдове, Кыргызстане, Украине... Весь мир заговорил о так называемом «казахском феномене» в лице не только Димаша, Геннадия, Иманбека. Самала  и других, но и благодаря тому, что Казахстан до последнего времени оставался мирным «Жеруйыком» («Райским местом»)...

В то же время, учитывая современную непростую геополитическую турбулентность, хотел бы задаться логичным для нашего времени простыми и сакраментальными вопросами: есть ли у нас полная идиллия в этом плане? Имеем ли мы еще резервы для дальнейшего укрепления этого «мира и согласия»? Существуют ли угрозы ухудшения ситуации в стране в ближайшей и дальней перспективах, к примеру,  на языковой основе?

или ВЫГОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ОТДАЧИ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ КЛАCCЫ

или МОЙ  ОПЫТ, КАЗАХА ИЗ РОССИИ, ОТДАВШЕГО СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКУЮ ШКОЛУ КАЗАХСТАНА

или РОЛЬ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И УСТОЕВ НЕЗАВИСИМОСТИ

Недавно в социальных сетях прочитал пост Министра образования и науки РК А.К. Аймагамбетова, огорчавшегося тем, что в этом году несколько уменьшилось количество будущих первоклашек из казахских семей,  родители которых предпочли бы отдать своих чад в казахские классы. Я тоже разделяю его опасения и тревоги. Ибо они напрямую связаны не только с нашим дальнейшим благополучием и стабильностью, но и политической независимостью!!

На мой личный и субъективный взгляд, на протяжении 30 лет, имея кучу возможностей,  мы все же не сумели поднять статус казахского языка до уровня подлинно государственного и создать один народ или одну политическую нацию.

Я могу позволить себе свободно рассуждать на эту тему в силу того, что я – бывший оралман – кандас, прибывший на историческую родину из России в 1994 году. К тому же являюсь профессиональным историком, который имеет определенные познания в сфере таких гуманитарных наук как история и этнология. Мне как ученому посчастливилось принять участие  в ряде историко-этнологических экспедиции как по России, так и по Казахстану. Также удалось основательно поработать в крупных архивах дюжины государств мира, побывать с учебно-ознакомительной и научной целью почти в 40 государствах мира…

Меня очень тяжело обвинить в «нацизме», шовинизме, русофобии,  ибо они несовместимы для психологии и ментальности потомков бывших кочевников, детей Великой Степи как я.  Я родился и вырос в русскоязычной среде, но с детства впитал в себя национальные и культурные ценности родного мне  сибирского казахского аула. Служил в советской армии старшиной интернационального подразделения, где были: русские, ногайцы, табасаранцы, украинцы, аварцы, чеченцы, белорусы, азербайджанцы, казахи, лезгины и другие, со многими из которых и поныне поддерживаю дружеские и братские отношения. Хорошо успевал в русской школе. Значительную часть своего обучения в ведущем классическом российском университете показывал отличные результаты, получая повышенную стипендию. Со многими русскоязычными сокурсниками до сих пор поддерживаю самые добрые и теплые отношения. В студенческие годы мы еженедельно организовывали студенческие казахские вечера в Омске (с 1989-1992 гг.). Сегодня возглавляю квазигосударственную организацию, где недавно принял на работу русского, кыргыза, турка-месхетинца и полячку, неплохо владеющих казахским языком. До меня коллектив был чисто мононациональный.  Вот и пост специально пишу на не совсем корявом и кривом русском языке…

В своем посте я хочу обосновать необходимость того, что КАЗАХСКИЕ (как минимум) РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ. Во имя будущего Казахстана. Во имя независимости. Во имя мира и согласия в стране. Во имя своих детей. И вот почему. Но все - по порядку…

      1.ВЫГОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ОТДАЧИ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ

      1) Мы всегда должны помнить и знать, что казахский язык – единственный государственный язык в Казахстане и его надо знать каждому. Это житейская аксиома и золотое правило совместного и счастливого житья. Ведь мы никогда не оспариваем и даже не задумываемся, что граждане Великобритании знают - английский, Франции - французский, ФРГ- немецкий, России-русский, Испании -испанский… И у нас должно быть так. Но казахский язык  лучше и легче можно освоить в казахской школе. Тогда перед нашими детьми открывается широкая дорога и невиданные возможности в  будущей жизни, в том числе и на государственной службе…

     2) Отдавая своих детей в казахские классы и намереваясь остаться  и далее жить в Казахстане, мы делаем своих детей более конкурентоспособными и высоко адаптивными в местной, уже преимущественно казахскоязычной  среде. Русский язык наши дети и так хорошо освоят. Благо: во всех  казахских школах обязательно изучают русский язык. К тому же  казахи в своем большинстве, как минимум,  - билингвы.

      3) Выбором казахского класса мы раз и навсегда обезопасим своих детей в будущем от возможных бытовых межэтнических недоразумений. Как мы замечаем: русские, русскоязычные,  свободно владеющие казахским языком, весьма комфортно чувствуют себя как в казахской, так и в и русскоязычной  среде, при этом добиваясь карьерного и делового роста: Максим Споткай, Максим Рожин, Геннадий Шиповских, Владислав Тен и многие другие тому живой пример.

     4) Сегодня казахов в стране уже за 70%, а если прибавить к ним и представителей ряда тюркоязычных народов, неплохо владеющих казахским языком, то эта цифра доходит   аж до 80%! Примерно лет через 20 этот процент дойдет и до 90% и более. И нашего ребенка к этому надо заранее подготовить.

    5) За 30 лет в страну из зарубежья вернулось почти 1,5 млн казахов. В ближайшее время темпы их возвращения заметно возрастут, если мы действительно строим Вторую республику, Новый Казахстан или уже теперь по - президентски- «Справедливый Казахстан». И с ними надо уметь общаться и находить общий язык.

    6) Освоив казахский язык, наши дети открывают широкую дорогу для десятков других родственных тюркских языков. Их кругозор будет намного шире.

      7)  На сегодня по уровню и качеству подготовки казахские школы никак не уступают русским аналогам, если даже не превосходят: значительна часть победителей республиканских и международных олимпиад - это дети, обучающиеся в казахских школах. По последним данным – это под 90%.

     😎 Начиная с 2010 года значительная часть обучающихся в «Назарбаев университете – это наши дети, окончившие казахские школы и НИШи. По мнению моего сына, с отличием окончившего два ведущих вуза Великобритании, здесь качество подготовки специалистов никак не уступают ведущим западным аналогам.

     9) Значительная часть обучающихся в зарубежных вузах по программе «Болашақ» - это тоже выпускники казахских школ.

     10) Дети, обучающиеся в казахских классах хорошо и лучше чем их моноязычные (русскоязычные) сверстники впитывают многотысячелетние традиции и обычаи казахского народа: уважение к старшим; гостеприимство; сострадательность; толерантность; полиязычие; близость к традиционной религии…К примеру, дети в казахских классах обращаются к учителям весьма уважительно-притягательно как «апай» («сестра»), «ағай» («брат»), чего невозможно заметить в школах с русским языком обучения…

    11) Мое личное наблюдение и возможно - субъективный вывод: именно дети, получившие обучение в казахских классах,  более патриотичны, более толерантны и уважительны к представителям других цивилизации и народов, то есть опору нашей стабильности и межэтнического согласия составляют и составят именно они!

   12) Еще одно мое личное и возможно субъективное умозаключение, которое я почерпнул из социальных сетей и экспертных оценок социальных работников, в связи с чем я заранее и заблаговременно прошу меня извинить, если, конечно, кого-то обижу и задену чью-то честь: значительная часть стариков, отданных в «Дома престарелых» – это именно те родители, дети которых окончили русские школы…

  1. МОЙЛИЧНЫЙ ОПЫТ, КАЗАХА ИЗ РОССИИ, ОТДАВШЕГО СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКУЮ ШКОЛУ

Я родился и получил  образование в России. Никогда о России публично плохо не пишу, не говорю. Но не секрет и не новость, что для казахов в России есть угроза неминуемой ассимиляции:  там почти на 1 миллион казахов  нет ни одного детского сада, школы, колледжа, вуза, театра, газеты, радио  и телевидения на родном языке. Поэтому я перевез своих детей в Казахстан, опасаясь полной их ассимиляции. Это наш выбор. И в этом я никого не обвиняю.

Оба моих сына в Казахстане учились в казахской школе, окончив обучение на «отлично». Оба играют на излюбленном национальном инструменте - домбре. Читают классическую русскую и англоязычную литературу. Становились призерами городских и республиканских олимпиад. Старший окончил 2 британских университета - Ноттингем университет  и университет-колледж Лондона (UCL). Как известно, последний входит «в десятку» самых лучших вузов мира. За счет своего языкового кругозора и неплохого образования старший сын работает в ведущей  международной компании, одинаково дружит как с казахами, так и с русскими, украинцами, прибалтами, испанцами, американцами.

Младший завершает обучение в одном из ведущих классических немецких университетов и начинает уже трудиться в ФРГ по своей специальности. Круг общения у обоих – многонациональный:  свободно и легко переходят из одного языка на другой. Свободно чувствуют себя в различной языковой среде: казахской, русской, английской и немецкой, не создавая угрозы и конфликтные ситуация на языковой почве для большинства граждан нашей страны и не только...

  1. СОВЕТЫ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗЕМСКИХ СЪЕЗДАХ УЧИТЕЛЕЙ РОСИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, А ТАКЖЕ ВЗГЛЯДЫ АЛАШСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Теперь немного советов из прошлого для родителей казахской национальности, думающих в какую школу отдать своих детей.

Во-первых, еще в годы Российской империи известные и многоопытные русские педагоги на земских съездах, представителям нерусских народов настоятельно рекомендовали отдавать своих детей, как минимум, в начальных классах, для обучения на родном языке: «В общей резолюции, принятой на съезде, в 1 пункте ясно говорится, что преподавание на родном (материнском) языке является «основным и могущественным орудием воспитания и обучения детей». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Или же: «Незыблемым положением педагогики является требование – начинать ученье с родного языка и вести преподавание чужих языков при помощи родного». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Необходимость преподавания на родном языке в первый период обучения признал Общеземский съезд по народному образованию еще в 1909 году.

В вопросе о родном языке были даже введены  «Правила о начальных школах для инородцев»  (утвержд. М.Н.П. 1 ноября 1907 г.): Ст.1. «Орудием первоначального обучения в училищах для инородцев служит родной язык учащихся». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Во-вторых, передовая казахская  алашская интеллигенция настоятельно рекомендовала казахским родителям отдавать своих детей в именно в казахские начальные школы, опасаясь их русификации или ассимиляции. Вот что они писали по этому поводу в знаменитой Каркаралинской петиции на имя императора Николая II от 22 июня 1905 года: «Плохо понятная и неуместная обрусительная политика, запрещая мусульманские школы и не завоевав доверия народа к русским школам, принесла только вред, задерживая развитие духовной силы народа. Насколько обрусительная политика вредна культурному развитию киргизского края, настолько существующий порядок обезземеления киргиз вреден для их благосостояния». (ЦГА РК. Ф. И-64. Оп. 1. Д. 2053. Л. 55-58об.).

В свих воспоминаниях на этот счет учитель нации А. Байтурсынулы писал: «Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке».

В-третьих, передовая русская и западная педагогическая мысль в лице Ушинского, Макаренко, Каменского и других однозначно и настоятельно твердила в одном: ребенок в начальных классах должен обучаться исключительно на родном языке. Ведь именно в это время у них идет формирование представления об окружающем мире и среде через близкие ему понятия и термины на родном языке.

Вот, к примеру, что пишет по этому поводу известный русский педагог и психолог В.Вахтеров: «Раннее обучение чуждому языку спутывает психику ребенка, которому приходится проникнуться духом чужого языка прежде, нежели он усвоил дух родного языка».

В этой связи интересны мысли и знаменитого педагога Ушинского: «Учить ребенка чужому языку, прежде нежели он научился родному, все равно, что учить ребенка ездить на лошади, прежде нежели он научился ходить по земле»…

В-четвертых, выдающаяся часть казахского народа начальное образование получила именно на родном языке: А. Букейхан, А.Байтурсынов, К.Сатпаев, М.Жумабаев, С.Садукасулы, К. Кеменгерулы,  Ж.Ташенев, Ж. Шаяхметов, Б.Момышулы и многие сотни и тысячи других успешных казахов.

4. РОЛЬ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ МЕДЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И УСТОЕВ НЕЗАВИСИМОСТИ

В настоящее время НАВИСЛА СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА СОЗДАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ДВУХ СОВЕРШЕНО РАЗНЫХ НАРОДОВ В РАМКАХ ОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: первая часть - это казахи и представители ряда тюркских народов (узбеки, кыргызы, турки-месхетинцы и т.д.), как минимум, владеющие двумя – тремя языками, в том числе обязательно - казахским и русским. Их большинство.

Вторая часть – русскоязычная, преимущественно из числа русских, обрусевших белорусов, украинцев, поляков, татар, корейцев, евреев, окончивших русские школы, которая преимущественно говорит только на одном - русском языке, при почти полнейшем незнании государственного языка.

Безусловно и вполне очевидно, что в перспективе это может привести не только к необратимым процессам как недопонимание друг друга на бытовой основе, но и даже - к непредсказуемым и серьезным межэтническим трениям и конфликтам, к которым могут вмешаться внешние силы…Безусловно, в этом одинаково повинно как государство, так и родители детей, которые не совсем осознают опасность этого пикирующего тренда. В том числе и при выборе языка обучения для своих чад...

Этой проблемой как глубоко затянувшейся раной на теле нашей независимости,  не должны заниматься в грубой форме так называемые «языковые патрули» или отдельные общественные деятели как Роза апай из Павлодара или Асылы Осман. Этой проблемой  должно активно заниматься и государство, это должны ясно сознавать и все родители, вне зависимости от национальности.

И здесь многое можно решить на уровне выбора школы. Или, если быть еще более конкретным – на уровне выбора языка обучения…единой казахской школы, но при этом дав возможность всем представителям различных этнических групп изучать родной язык и родную литературу как в школах, так и в воскресных учебных заведениях.

В этом плане владение государственным языком абсолютным большинством граждан страны станет надежной опорой нашей независимости и главными консолидирующим фактором всей нации.

    ВСЕХ ВАС - С ДНЕМ ЕДИНСТВА, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С ЕДИНСТВА ЯЗЫКА.  КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА.  ДРУГОГО НЕ ДАНО!

    Прошу максимально перепостить!

Загрузка...