В современном Казахстане роль религии как системы мировоззрения и образа жизни общества, заметно возросла. Усиливается и расширяется спектр влияния религии на общественные отношения. Растет интерес представителей различных слоев населения к духовной, в том числе к религиозной составляющей в обыденной жизни. Вместе с тем, существуют определенные риски, обусловленные действиями организаций деструктивного толка, которые прикрываясь под маской религии, путем обмана расширяют круги своих последователей и пропагандируют радикальную религиозную идеологию.
В первую очередь необходимо отметить, что в целях расширения своей социальной базы вербовщики используют различные методы, например, оказывают материальную помощь новым последователям, обучают их иностранным языкам, находят им работу, помогают их родственникам и близким членам семьи найти работу или предоставляют приют бездомным или знакомым, оказавшимся во временном убежище.
То есть обычно ДРТ используют сложные жизненные ситуации. Например, на моем опыте был случай, когда у одной женщины умерла близкая родственница, то адепты деструктивной организации начали посещать ее якобы с целью утешения. Хотя на самом деле была четкая задача у вербовщиков втереться в доверие и заманить в сети деструктивного течения используя методы психологического влияния на личность.
Также приверженцы деструктивных организаций часто занимаются благотворительностью. Это делается для того, чтобы на собственном примере показать добрые намерения организации по отношению к людям. Нередко молодые парни и девушки из сельской местности приезжают в большой город и находят там новых покровителей, которые дают им все необходимое - бесплатное жилье, еду и образование. Подобные публичные действия адептов ДРТ не могут не вызывать положительный отклик среди широких слоев людей, особенно среди молодежи и людей с низким уровнем доходов.
Кроме того, довольно распространенным методом является открытие «курсов по интересам». Очень часто вербовщики подгоняют описания организации таким образом, чтобы они соответствовали интересам предполагаемого адепта. Например, если человек ищет духовное продвижение, он может быть приглашен в «группу по постижению духовного», если человек интересуется психологией, то он может быть приглашен на семинар по «человеческому потенциалу» и т.д. В Казахстане наиболее часто встречающимися курсами по интересам являются бесплатные курсы по обучению английскому, корейскому языкам, а также различные курсы по огнехождению, познанию самого себя и т.д.
В качестве примера, можно привезти то что, в апреле текущего года во многих популярных столичных пабликах в социальных сетях, а также в некоторых СМИ была распространена информация, касательно незаконной миссионерской деятельности. А именно, индивидуальный предприниматель, занимающийся продажей сотовых телефонов, столкнулся с постоянными телефонными звонками со стороны адепта религиозной организации, призывающей посетить религиозное собрание. Причем, последователь указанной в посте религиозной организации в разговоре отмечает, что религия - это выбор каждого человека, и она ничего не навязывает, а лишь читает Библию и хочет поделиться прочитанным, при этом навязчиво и периодично звонит по телефону.
Если раньше, на слуху у многих были такие методы как «от двери к двери». То есть привержены псевдорелигиозных течений спокойно могли постучать в дверь чтобы «поговорить». То после принятия нового Закона о религии в 2011 году, который начал более углубленно регулировать сферу миссионерской деятельности, походы по домам прекратились ввиду нарушения законодательства и соответственно санкций в отношении незаконных миссионеров.
Наиболее подверженным влиянию деструктивных религиозных течений слоем общества является молодежь. И это объективно - с учетом возрастных особенностей, связанных с несформированностью устойчивых духовно-нравственных, личностных качеств молодых людей. Кроме того, у нашей молодежи самый низкий уровень религиозной грамотности и, в то же время, самый высокий уровень социальных ожиданий.
Как отмечают казахстанские психологи, для устранения вербовки молодых людей в религиозно-экстремистские и террористические организации через Интернет, необходимо сформировать у них адекватный уровень адаптационных возможностей, в условиях агрессивной информационной и социальной среды, увлеченности социальными сетями и верой в «виртуальный мир».
Устойчивость к негативным факторам может сформироваться у молодежи путем максимального полного информирования о том, какие религиозно- экстремистские и террористические организации существуют, как вести разговор с их вербовщиками, какие методы психологического воздействия на личность они используют на сознание человека через Интернет.
Если вы столкнулись с рассылкой информации религиозного содержания в интернете, то рекомендую не проходить по ссылке, а наоборот нажать кнопку «Пожаловаться», или если к вам, предположим на улице подойдет незнакомый человек и начнет диалог на тему религии, то лучше всего будет прекратить общение и уйти.
В вопросах религии всегда нужно обращаться к профессионалам, это может быть официальное духовенство или государственные органы, занимающиеся этой сферой. К примеру, у нас в столице работает Центр изучений религий, который занимается вопросами, связанными с религией. Связаться с нашим Центром для получения ответов на вопросы можно позвонив на номер Единого контакт центра Ikomek-109.