Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search
26 августа, 2022 / NewsRoom / Новости

Особенности конфискации, голодомора и массовой миграции в южных районах

Особенности конфискации, голодомора и массовой миграции в южных районах

Особенности конфискации, голодомора и массовой миграции в южных районах
фото из интернета

Мы поговорили с преподавателя кафедры истории Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмета Яссауи, академиком «Академии истории и социальных наук» Республики Казахстан, доктором исторических наук, профессором Турсын Хазретали Маханулы о вопросах исследования истории конфискации, голодомора и массовой миграции в соседние страны в 20-30-е годах ХХ века в южной части Казахстана.

 - Казахский народ в течение XX века пережил несколько опустошительных погромов, революций и войн, подряд два голода, ядерные взрывы, последствия иссушения и эрозионных бедствий. Он до сих пор страдает от последствий последнего. Верно и то, что все это рассматривается в качестве объекта исследования отечественными и зарубежными историками. Особенно годы голодомора требуют специальных исследований. Как один из наших историков, изучающих этот период, не могли бы Вы рассказать нам о направлении сегодняшних исследований?

- Да, каждый исторический период имеет свои особенности и направления исследований. Проводятся комплексные работы и в связи с годами голодомора. В частности, в последние годы в Алматы издан двухтомный сборник документов, связанных с голодомором. Один из них издан Центральным архивом, а другой — Институтом истории и этнологии им. Шокана Валиханова. Все это полноценные работы, посвященные теме голода. Стоит отметить, что если бы не профессиональные историки, то многие не различают вопросы массовой миграции и голода. То есть можно сказать, что в 20-х и 30-х годах прошлого века сложилась ситуация, позволяющая рассматривать массовую миграцию как часть голода. Фактически можно сказать, что эта тема специально не изучалась в нашей казахстанской исторической науке. Конечно, нельзя сказать, что ничего нет, есть какие-то исследовательские работы.

 - Конфискация и голод и их последствия привели же к массовым переселениям, не так ли? Мы знаем, что в этот период были эмигранты со всего Казахстана. Как происходил этот процесс в южных регионах и каковы успехи его исследования?

 - Да, окончательными последствиями предыдущих двух событий было массовое переселение.  Следует отметить, что практически все материалы исследований по массовому переселению касаются казахов, мигрировавших из восточных районов Казахстана в Китай. И с этой точки зрения исследований о выходцах из южного региона немного. В 1930-е годы в эту административную территорию, которая называлась Сырдарьинским районом, входили вся нынешняя Туркестанская (Южно-Казахстанская) область, половина Жамбылской области и Кызылординская область, часть Узбекистана. Ведутся исследовательские работы по истории края. Мы написали историю конфискации в Сырдарьинском районе. Некоторые материалы еще готовятся. В прошлом году мы сделали научное направление о казахах, мигрировавших из Сырдарьинской области в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан.

Имеется Указ Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, изданный в конце 2020 года «О Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий». Согласно этому Указу в Туркестанской области также была создана Рабочая комиссия. Как член этой комиссии мы сейчас работаем над направлениями программы. Всего одиннадцать направлений. Можно говорить обо всем. Каждый специалист, вошедший в комиссию, выбирает и работает по своим профилям. Мы считаем, что это эффективный метод. Среди них я выбрал направление «Те, кто уехал с Родины поневоле». Потому что эта тема мне близка. Я тоже потомок тех, кто был вынужден покинуть родину в 20-х и 30-х годах. Я родился в 1960 году в селе Фархан Коргантобинского района Республики Таджикистан. Расстояние от Фархана до границы с Афганистаном всего восемнадцать километров. В 1930 году наши родители переехали из Жанакоргана вместе с родней и поселились там.

 - Есть ли точные данные о количестве массовых переселенцев из Казахстана, в том числе из южных областей? На какие источники можно положиться в этом отношении?

 - Следует отметить, что точное определение количества беженцев из-за всеобщего голода является сложной задачей. Есть цифра, установленная нашими демографами, историками и статистиками во главе с покойным Макашем Татимовым. По данным демографов, число умерших от голода составляет от 2 миллионов 200 тысяч до 2 миллионов 600 тысяч.

Есть те, кто переехал в Китай и Россию. Многие из них мигрировали из южного региона, с запада в Таджикистан, Афганистан, Узбекистан. Делается вывод, что их предположительное количество составляет около 600 тысяч. Я провожу много времени в архиве. Там мне попалась такая информация: в сентябре 1933 года проходит конференция Жанакорганского райкома партии. На этой конференции Емберген Алтынбеков, один из авторов знаменитого «Письма пятерых», приезжает в Жанакорганский район в качестве первого секретаря и выступет с докладом. Это время, когда ушел Голощекин, а его место занял Мирзоян, развернувшийся в сторону исправления ошибок предыдущего лидера. В докладе Е. Алтынбекова на той же конференции упоминается количество жителей страны и скота в 1928 году.

Перед конфискацией 1928 года была проведена перепись всего скота. «В 1928 году в Жанакорганском районе насчитывалось 450 тысяч голов крупного рогатого скота. А в этом, 1933 году, из этих 450 тысяч в живых осталось только 4500 голов», - говорится в докладе. Тогда остается только один процент всего скота. И говоря, что в 1928 году в районе было 10 000 домов, указывается, что теперь осталось всего 3 000 домов. Значит если в районе было 10 тысячах домов, там проживало более 40 тысяч человек. Тогда в живых оставалась только треть из них. Таких печальных данных в архивных документах очень много. «Столько-то налога на мясо, столько-то налога на другое», - говорят статистики. После этого задаётся вопросом: "Куда подевалось столько людей?".

 width=

 - Много говорится о том, что казахи вымерли как стадо овец, вынужденно мотаясь в разных регионах страны, вследствие голода и массового переселения. Имели ли голод и миграция в южных регионах свои особенности по сравнению с другими регионами?

 - Можно сказать, что так и было. Я провел много исследований по этому вопросу в целом. Я понял одну вещь: люди в южных районах, вдоль Сыра, тоже голодали. Но стоит отметить, что по сравнению с другими регионами от голода умерло не так много людей. Кто тогда вымер от голода на берегу реки? Это казахи, приехавшие из местности, которую старейшины называли «Караганда-Карсакпай», в основном из Аркинского района. Народ, бежавший с родных мест из-за разных тяжелых налогов, принудительной оседлости и разных насилий, прибывали на землю Сыра.   В это время богатые люди на юге, то есть населявшие берег Сырдарьи, уже успели уехать. Поэтому и говорили, что люди, умершие на берегу Сырдарьи от голода, были те, которые пришли с севера.  

Как я говорил ранее, одна вещь, которую мы хотим прояснить, это вопрос массовых переселенцев и беженцев от голода. Этих двоих часто путают. Это две разные категории. Массовое переселение в основном касается людей, находившихся под политическим и административным давлением. Они поддались давлению властей и уехали со своим скотом и имуществом в другое место, в другую страну. Мы называем их массовыми переселенцами.

Беженцы от голода — это люди, у которых нет еды, транспорта и работы. Между этими двумя есть большая разница. Этому вопросу мы уделяем особое внимание в нашем текущем исследовании. Еще одна проблема в нашей истории: дать четкий ответ на вопрос, когда начался этот процесс, т. е. связанный с этой массовой миграцией. В этом контексте мы узнали, что в результате советских реформ массовое переселение с родных мест началось в 1927 году. Это начало конфискации. Перед конфискации у Голощекина был список «сколько во всем Казахстане было баев, сколько у них скота». И все же во время конфискации у тех баев не находят вышеупомянутого скота. Современные российские историки говорят, что эти животные были «проданы» и «зарезаны». Проблема здесь в том, что традиция делиться у нашего народа имеет большое значение. Например, перепись скота проводилась с января 1928 года. Это была скрытая перепись. У такого-то бая  так много животных под его управлением, у него семь или восемь детей, и животные общие для всех. В переписи же владельцем всего скота был бай. И теперь, когда он был близок к бедности, он разделил весь скот между своими детьми, своими родственниками и прочими. Это делается не специально, чтобы не застрять на рынке крупного рогатого скота, существуют нормы, что в кочевых районах на одну голову скота должно приходиться пятьдесят голов, а в полукочевых - сто пятьдесят голов. Именно по таким причинам поголовье крупного рогатого скота, показанное ранее, было небольшим.

На той первой конфискации были задержаны 92 бая из Сырдарьинского округа. В этот период те, кто подвергается конфискации, делятся на первую и вторую категории. К первой категории относятся состоятельные люди, имеющие более 350 голов крупного рогатого скота на душу населения, а ко второй категории - люди, восставшие против советской власти, бывшие волостные и бии, политически неблагонадежные. Если сказать, что всего в Сырдарьинской области семнадцать районов, то в каждом из них скопилось 4-5 крупных бая. Они были обездолены, лишились имущества и были сосланы на далекий Урал. В следующем году началась программа оседлости. Наряду с оседлостью, существовали налог на урожай, налоги на мясо, налоги на зерно, налоги на шерсть и т.п, были чрезмерно много налогов. Во время этих налогов родственники вчерашних зажиточных богачей — люди среднего достатка — оказались под жестким давлением. Таким образом, во время конфискации массовая миграция была очень интенсивной, особенно в конце 1928 года. И это продолжалось в следующем 1929 году, а в 1930 и 1931 годах страна пережила массовое переселение. А осень тридцать первого, тридцать второго, тридцать третьего года — годы голода. Вот почему мы называем тех, кто время от времени мигрировал, беженцами от голода.

 - Известно, что против перехода к оседлости и других аграрных реформ, проводимых советской властью, в разных регионах были восстания. Одним из первых из них является восстание в Созаке. Можно ли сказать, что подавление восстания Созака силой также привело к массовому переселению народа?

 - Да, можно так сказать. Восстание Созака возникло в результате протеста и противодействия этим советским сельскохозяйственным реформам. В 1928 году прошла конфискация. В 1929 году начался переход к оседлости. В 1929 году усилилась стремление властей к расселению населения, которое не могло еще оправиться от конфискации, и которое из испокон веков вела кочевой образ жизни. Восстание Созака началось зимой 1929 года и усилилось в феврале 1930 года. Это было второе восстание в Казахстане. Первое восстание произошло осенью 1929 года в Бостандыкском районе под Ташкентом. В то время этот район был территорией, обращенной к Казахстану. Таким образом, восстание, начавшееся в Созаке, позже перекинулось на Шубартау, Каракумы и др., последовали восстания и сопротивления и других в регионах. Общее количество этих больших и малых восстаний, появлявшихся одно за другим в разных уголках казахской степи, достигало 300.

Среди них большое значение восстания Созака состоит в том, что оно смогло восстановить древнюю традиционную власть в казахской степи, хотя и на короткое время. Среди своих выбрали ханом Султанбека Кожанова. Жестокое подавление восстания в Созаке еще более усилило массовую миграцию. Потому что пришли коммунары и беспощадно вырезали безоружных, выступавших с простой дубинкой людей. Истребление само по себе, даже после подавления восстания, дома обыскивались, а всех подозрительных разыскивали, если имелось хоть малейшее подозрение. Эта ситуация значительно ускорило массовое переселение людей. Восстание Созака охватило не только этот Созакский район, оно охватило с этой стороны и Жанакорган, с этой стороны Шаянский и Кызылкумский районы, и повлияло на миграцию всей страны по Сыру.

 - Жители Сырдарьинской области мигрировали сначала в Узбекистан, а затем в Таджикистан. Эти республики также входили в состав Советского Союза. Не потому ли эти страны не так стремились выгнать казахов? Что является причиной этого?

 - Я понял. В нашей местности на берегу Сыра ходит поговорка: «Идущий вверх идет с плотом, идущий вниз идем со скотом». В концепции юга «верхняя сторона» относится к Узбекистану и Таджикистану, которые расположены в истоках Сыра. Теперь после этого: "Почему люди массово переезжали в Узбекистан?" Что же касается самого вопроса, то он тоже имеет свое значение. В целом до 1924 года Сырдарьинская и Жетысуйская области относились к Туркестанской области. Хотя территория Туркестана была разделена на отдельные республики, многовековые связи между ними до сих пор не были разорваны. Например, казахи шли караванами из Акмешита, Тараза, Шымкента в Узбекистан - Самарканд, Бухару. Мигранты использовали эту неразрывной традиционную связь в трудные моменты. А те, кто ездил туда и обратно, были профессиональными караванщиками, которые знали все тонкости длинного пути посередине.

Массовое переселение имеет и свою психологическую причину. Можно сказать, следующее. В сложившемся с древних времен традиционном кочевом обществе баи и прочие, когда их притесняют правители страны, говорят: «Я не могу подчиниться вашему правлению!» - и переезжают в другое место и присоединяются к другому правителю. Это психологический тип, характерный для кочевого общества с древних времен. Этот психологический модуль у казахов активизировался сразу же, как только возникла советская политическая власть. Особенно сильно это стало в наших южных районах, по Сыру. А в соседнем Узбекистане, в оседлом состоянии, такого массового переселения вообще не было. Одним словом, миграция казахов в Узбекистан была мотивирована такой психологической ситуацией.

Эти мигранты отправились в Узбекистан со своим скотом, по крайней мере, с тремя верблюдами. То есть, было такое условие в деле извоза: на один верблюд ты грузишь свои вещи, а два верблюда вносишь как плату за извоз. Вот на этих условиях можно было зарабатывать на жизнь, занимаясь извозом. Говорят, что одну семью содержат три верблюда. Этим делом занялись и казахи, иммигрировавшие в Узбекистан. Переселенческие казахи не входили в колхозы и другие коллективные структуры, которые были организованы в то время, при перемещении по пастбищам своего скота. Видно, что они часто занимались извозом. Когда в стране еще не было автодорожного и железнодорожного сообщения или, когда они еще строились, они везли хлопок, фрукты, товары, строительные материалы и другие вещи на верблюдах за сотни километров на станцию, которая находилась далеко.

- Узбекистан - братская страна с родственным языком. Мы нация, которая говорит: «Узбеки — мои братья». Узбекский и казахский народ родственны даже по языку. А про таджиков так не скажешь. По какой причине казахи переселились в эту страну во время голода?

 - Что касается Узбекистана, то, конечно, это братская страна с родственным языком. Таджикистан другой. В течение многих лет исследований я не мог найти ответ на вопрос, как казахи попали в Таджикистан. Ведь в Таджикистане до 1929 года процветало басмачество. В связи с этим следует отметить: в прошлом году мы с командой из четырех человек ездили в Таджикистан и десять дней обыскивали национальный архив Душанбе. За это время нам удалось получить много ценных материалов. Тогда я понял следующее: после подавления движения басмачества правительству Республики Таджикистан пришлось решать большую проблему. За время басмачества большая часть страны откочевала в Афганистан и Иран, а те, кто остался на таджикской земле, покинули долины и равнины и ушли на вершины высоких гор. Поэтому возникает проблема заполнения пустующих долин и развития в них ферм.

В связи с этим правительство страны специально создало «переселенческую комиссию». Переселенческий комитет направил в соседний Узбекистан специальных вербовщиков, чтобы побудить людей приехать и поселиться на пустующей земле. В то время казахи, без постоянного места жительства, бродившие по улицам, стали для тех агитаторов ценной находкой. Председателем Совета Народных Комиссаров Таджикистана был Абдурахим Ходжибаев. Среди документов я нашел телеграмму А. Ходжибаева. Телеграмма была отправлена в райком партии следующего содержания: «В таком-то месте нашлось столько-то людей, и каждому из этих людей выделите взаймы по пятьдесят рублей и покройте расходы на дорогу». Тот, кто дает такой кредит, является «переселенческой комиссией», у которой были специальные средства, направленные на проведение мероприятий. На эти деньги они доезжали до Узбекистана и Туркмении и привлекали людей для поселения в Таджикистане. В рамках этой программы в Таджикистан иммигрировали казахи из Мангистауской и Гурьевской областей. И еще одно замечание: по пути в Таджикистан в трех местах был пункт под названием «перевалочный пункт». Один находится в Карши, другой в Ходжанте. Местонахождение третьего до сих пор неизвестно. Привезя туда людей, их стали вывозить на пустующие земли Таджикистана по их нуждам. В этот период с помощью переселившихся из Таджикистана казахов была освоена река Вахш в Вахшской долине. Благодаря такой государственной политике Таджикистана тысячи казахов, проживающих в Узбекистане, были специально приглашены в эту страну, внесли там большой вклад в развитие народного хозяйства.

 - На самом деле массовое переселение казахов стало ценной находкой для Таджикистана, которая испытывала потребность в человеческих ресурсах на тот момент. Страна использовала труд казахов, прибывших туда с верблюдами и другими имуществами. Сколько тысяч казахов выехало в Таджикистан за этот период? Есть ли информация о них в архивах Таджикистана?

 - Я занимаюсь этим вопросом несколько лет. В результате я подсчитал, что число казахов, уехавших в Таджикистан, составило около пятидесяти шестидесяти тысяч человек. Но в результате более поздних исследований я выяснил, что это число все еще очень мало. Пока искал материалы в этом направлении, увидел бумаги статистического отдела в национальном архиве Таджикистана. Информация о сборе налогов с казахов отсутствует. В 1926 году была проведена знаменитая Всесоюзная перепись населения. По результатам той переписи на территории Таджикистана проживает 12 тысяч казахов. Это официальная информация. Затем последовала вторая перепись 1937 года. По той переписи показатели несколько подкорректировались. Хотя показано, что казахов по этой переписи двенадцать тысяч. Потом я посмотрел перепись 1959 года. Здесь тоже указывается число казахов в 12 тысяч. После этого я удивился и расспрашивал: «Как это так? Почему количество казахов не изменилось?" и получил ответ: "Эта статистика содержит цифры, созданные по воле руководителей. Это результат этого". И это возможно и ситуация требует задуматься над этим вопросом.

Определение количества этих массовых переселенцев является одной из основных задач нашей комиссии. У меня был коллега в Таджикистане по имени Абдисаттар Нуралиев. Он таджик из Жетысая, там учился, окончил КазГУ, несколько лет работал в Казахстане, написал и защитил докторскую диссертацию по казахско-таджикским литературным связям. В 2019 году я вернулся в родной город Фархан. В ту поездку я взял с собой своих братьев 41, 42, 43, 45 годов рождения. «Братья, завтра вы не сможете самостоятельно ходить. В то время кто возьмет вас туда и покажет все это", - сказал я и мы поехали все вместе. Вместе с нами поехал парень по имени Адильбек Ауелбек, который работает журналистом в «Алматы Акшамы». Мы все выросли в одной местности. В тот раз мы встретились и взяли интервью у А. Нуралиева. В Душанбе есть казахская община «Байдибек». Мы также встретились с членами этого сообщества и немного поговорили. Председатель Совета казахстанско-таджикских отношений А.Нуралиев написал познавательную книгу «Казахи в Таджикистане». Книга содержит некоторые сведения о казахах, служивших в Таджикистане. Были производства, на которых работали казахи, переселившиеся в Таджикистан. Рядом с Душанбе был поселок под названием Яван (ныне превращенный в город). В том поселке был большой химический завод. В могиле города Яван похоронен великий казахский кюйши Алшекей Бектибайулы. Есть парень по имени Онгар Данебеков, правнук Алшекея Бектибаева, который нашел могилу покойного и поставил ему на голову памятный знак. Он на свои деньги перевел книгу А.Нуралиева и издал ее на казахском языке. Стоит отметить, что в этой книге в основном рассказывается о родственниках, переселившихся с запада Казахстана. А про казахов, пришедших с юга, говорится мало.

 - Алшекей Кюйши тоже бежал в Таджикистан в годы голода?

- Да, Алшекей Кюйши тоже бежал из берегов Сыра, из Жанакоргана. Причина переселения Алшекея Кюйши в том, что в 1928 году два его брата, Жанибек Турсынбаев и Жанторе Аралбаев, подверглись конфискации. Алшекей Кюйши также бежал в 1929 году после того, как их преследовали как потомков баев и волостных. Судьба Алшекея Кюйши — отдельная история. Искусствовед и писатель Акселеу Сейдимбеков много писал об Алшекей Кюйши. Я тоже дал ему много материалов в свое время о нем.

 - Казахи, переселившиеся за границу в годы голодомора и политических репрессий, вот уже тридцать один год возвращаются на родину, в священное место, где захоронены останки их предков. Каков уровень участия в этом процессе казахов, переехавших в Таджикистан?

 - Казахи приехали из этой страны в большом количестве. Я дополняю материалы, предоставляя своим докторантам, магистрантам и студентам темы для НИР по работе вышеуказанной комиссии. В настоящее время насчитывается более 2000 человек, переселившихся из Таджикистана, Турции и Ирана в Туркестанскую область. Я собирал воспоминания их старейшин, людей, способных прислушиваться к словам. Сегодня те памятные интервью, собранные примерно у 70-80 человек, достигли объема большой книги. Если проанализировать эти воспоминания, то окажется, что переселение казахов в Таджикистан и Афганистан произошло в 1928 году не впервые.  Например, в Афганистане был найден потомок младшего брата Сырым батыра. Потомки сына Дата Адамбая говорят, что прошло 200 лет с тех пор, как их предки переселились в Афганистан. Эти люди сейчас живут вокруг Туркестана. Его прадеды бежали под давлением российских властей во время восстания Сырым батыра.

После этого, известно, что в 1898 году в Мангистау произошло Жоламанское восстание. Во время этого восстания были люди, бежавшие от давления царского правительства. Затем бежавшие во время восстания 16-го года проходили через Таджикистан и осели в Афганистане. Некоторые источники говорят, что в Афганистане проживает от 10 до 15 тысяч казахов. Сейчас в их статистике нет информации о том, сколько казахов. А в тех самых воспоминаниях пишется: «Прошли сотни лет, как наши деды прибыли в Афганистан».

 - Часто говорят, что в те времена казахи мигрировали в Афганистан. Есть и известные люди...

 - Это тоже самое. Переезд в Афганистан также связан с нашей семьей. Позвольте мне рассказать вам об этом. Семнадцать семьи нашего рода прошли через Таджикистан в Афганистан. На завтра наши отцы тоже готовы были пройти. Говорят, что однажды ночью пограничники вмешались и разрушили планы покинуть страну. Моя мама рассказывала следующее воспоминание. «Когда мои братья переправлялись в Афганистан, мы с мамой сшили им стеганные штаны. Мы вшили монеты внутрь этих штанов. Когда четверо моих братьев перешли на другую сторону, их поймали пограничники, и когда они вытащили все монеты из своих новых штанов, один брат спрятал две-три монеты в каблуке своих сапог. Они купили по одной лошади, используя эти монеты, и вернулись из Афганистана, не имея возможности зарабатывать там на жизнь. Один их них вспоминал: «Я ударил дубиной по голове афганца, оказавшего сопротивление передо мной и почувствовал, как его голова разбилась словно тыква. Так и убежал от них и спасся». Именно тот мой дядя попадается в руки пограничникам. Затем из Таджикистана его отправляют на ссылку на Сахалины. Отбыв на Сахалинах положенное время, он приезжает в 1959 году в село Бирлик в Жанакорганском районе.

Мы говорили, что семнадцать семей из нашего рода уехали в Афганистан. В 1993 году из них приехали только три семьи. Один приехал из Ирана и поселился в Мойынкуме, двое в Кызылорде.Таким образом, родные братья воссоединилсь спустя шестьдесят лет. На наш вопрос: «Где остальные?», - они отвечают: "Их нет, мы все, кто остался в живых. Это все, что осталось из семнадцати семьей. В Афганистане, оказывется есть такой сухой горячий ветер, который называется «афганский ветер". Этот ветер приносит столько бед, что от него люди вымирают как мухи. Того человека зовут Абдирайм Киикши. В качестве своей фамилии он взял название своего племени, по словам того человека, когда он ехал ночью на лошади на другой берег реки Вахш, караванщики сказали: «Если ваши дети заплачут, бросьте их в воду.  Если они издадут хоть малейший звук, пограничники это почувствуют». «Тогда мама перевела меня на коне воткнув мне в рот свою грудь»,- рассказывал потом тот. Этот наш дядюшка говорил: «Я родился в тридцатом году». Знаяит это был тридцатый или тридцать первый год, когда они переправились в Афганистан. Таких воспоминаний много.

 - Можно ли сказать, что поскольку вы работали в составе специальной комиссии, это дает вам доступ к документам строгой секретности в отечественных и зарубежных архивах?

 - Так. Нам дали разрешение на работу с конфиденциальными документами. Ознакомимся с документами КГБ, НКВД, МГБ. Это спецархив Шымкентского областного управления полиции. В этом году этот архив был передан в архив президента. Я тоже был в этом архиве. Я также ищу здесь материалы, связанные с массовыми переселенцами. Тогда мне на руки попались две папки. Оба они называются «Дело о обвинение Серкула Алдабергенова и Жанадила Исаева». А теперь давайте ответим, кто такой Серкул Алдабергенов, а кто Жанадил Исаев. Жанадил Исаев – человек, который являлся волостным в Созакской волости три года подряд. Племя конырат, коныршунак. В этом документе есть обвинения в том, что он спонсировал и возглавил восстание Созака. А Серкул Алдабергенов – интеллигент, окончивший мужскую гимназию в Ташкенте вместе с Мустафой Шокаем. Работал в Перовском. Он также был известным алашским деятелем, участвовавшим в первом и втором съездах Алаша в Оренбурге. Есть альбом под названием «Алашорда», там он числится в списке. Эти два человека были арестованы в Таджикистане в июне-июле 1934 года и доставлены в Шымкент для следствия. В июле они были взяты под следствие. Затем их допрашивали до марта 1935 года. Серкул Алдабергенов был осужден на пять лет и отправлен в Красноярск отбывать наказание. Жанадил Исаев был осужден на пять лет и отправлен в Карлаг.

Почему их обвинили? «Эти двое обвиняются в организации массового переселения в Казахстане и совершении актов вандализма в Таджикистане». В общем, вместе с ними рассматриваются дела пятидесяти-шестидесяти человек. Этих двух деятелей, признанных лидерами всех, судили специально. Соответствующие наказания были применены к другим. Вот что я понял, ознакомившись с материалами следствия НКВД, обвинением и теми документами с решением суда: массовое переселение было вовсе не стихийным. Я пришел к выводу, что это очень хорошо организованный процесс. Я в этом убедился.

 - Понятно, что перемещение, вызванное конфискацией и голодом, нанесло огромный ущерб человеческим и экономическим ресурсам страны, в том числе и южным регионам. Однако многие люди погибли бы от голода и страданий в советских тюрьмах и концлагерях. Можно ли с этой точки зрения сказать, что конечный результат этой миграции положительно сказался на сохранении генофонда нашего народа и темпах национального демографического роста?

 - Можно так сказать. В 1933 году судили Бегайдара Аралбаева и Ису Тохтибаева. С ними было связано пятьсот человек. Люди по имени Иса Тохтибаев, Ныгматуллаев пишут: «Мы встретили Султанбека Кожанова в Ташкенте. Султанбек Кожанов был представителем «Союзхлопок» в Узбекистане в то время, в 30-е годы. Что Султанбек Кожанов сказал нам на встрече: «Для казахов самый прямой путь к спасению жизни — это массовое переселение». Максимально переселяйте людей в Узбекистан". В документах НКВД, о которых я говорю, часто упоминаются имена Султанбека Кожанова и Бегайдара Аралбаева в том смысле, что они организовали переброску. Как представитель вышеупомянутого «Союзхлопка» Султанбек Кожанов имел большой авторитет. Видно, что он использовал эту власть, чтобы направить переселенных казахов на создание артелей, колхозов и поселение во вновь организованных районах. Вопросы переселения можно найти и в следственных письмах. Например, о Серкуле Алдабаргенове написано, что их называют «караванными начальниками», будет собрание этих караванных начальников, и на указанном собрании будет обсуждаться вопрос о том, сколько человек будет эмигрировать из страны. В том числе количество домов, которые следуют за ними. Это было время, когда сохранялась родовая структура, например, Серкул Алдабергенов переселил двести домов из рода Куйсыкансыз, а Жанадил Исаев перенес полсотни домов из рода Конырчунак. Так он рассказывает о том, сколько домов перевезли караванщики из каждого племени. Сейчас в одном документе, например, когда упоминается о Жанакорганском районе, говорится, что Серкул Алдабергенов организовал переселение четырнадцати тысяч пятисот человек из этого района. Как мы упомянули в начале, всех этих 14,5 тысяч человек переселял же не один Серкул Алдабергенов. Конечно, их забирали люди каждого племени, которые были вожаками своих караванов. Этот вопрос имеет большое значение в сохранении казахского генофонда.

 - Когда казахи, мигрировавшие в Таджикистан, начали возвращаться в страну и какие условия этому способствовали?

 - Я тоже изучаю этот вопрос. Сборник находится в разработке. Там мы должны охватить и озвучить много имен. Капитаном гвардии, получившим орден «Александра Невского», был человек по фамилии Успеков, первый секретарь двух округов в Узбекистане и Таджикистане, работавший начальником административного отдела КП(б) Таджикистан. В 1954 году по специальному приглашению Шымкентского обкома он перевез двести домов из Таджикистана в Южный Казахстан. Есть такое понятие, как реиммиграция, то есть возвращение. Это тоже большая проблема. Время, когда казахи имели сильную реп