Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search
2 ноября, 2022 / NewsRoom / Новости

Стал ли провал Алашской и Туркестанской автономии началом для репрессий?

Стал ли провал Алашской и Туркестанской автономии началом для репрессий?

Стал ли провал Алашской и Туркестанской автономии началом для репрессий?
фото из интернета
Объявляя Туркестанскую автономию, М. Шокай и его соратники прекрасно понимали, насколько сложно реализовать эту цель, сообщает корреспондент портала newsroom.kz. Он выступил на съезде: "Вы хотите сразу построить полноценное государство. А для этого у нас недостаточно рядом народа, нет опыта, нет возможностей, нет армии. Как бы Россия ни находилась в упадке, она намного мощнее нас,  в наших условиях ее очень трудно сохранить». В суматохе 1917 года такая мысль мучила не только М. Шокая. Такое же мнение высказал Алихан Бокейхан в связи с созданием автономии Алашорды. А на что было нацелено Туркестанское (Кокандское) автономное правительство, которое 11 февраля 1918 г. большевиками насильственно совершило и распустило Кокандскую автономию? Туркестанская автономия, которую советская историография сознательно исказила смысл и попыталась отразить в клерикально-феодальном содержании, была не просто городским явлением, а общетюркистанским явлением, воплощенным в счет альтернативной власти Советской власти в Ташкене, застрявшей в рамках старого имперского понимания, не признавая права народов Туркестана на самоуправление. Это правительство не поставило перед собой никаких сепаратистских целей. Большевистская власть фактически продемонстрировала, как они относятся к равенству наций перед местным населением, насильственно распустив кокандских автономистов. А члены правительства Кокана в своем письме к Съезду Советов Туркестана заявили, что новая власть и идеология навязываются народу насильственно: "Никакая власть, внушаемая даже самой гениальной личностью не может, не в силах дать народу идеи, идеала, раз в чем сам не имеет их здоровья", - указывает он. В декабре 1917 года М. Шокай принял участие во втором Всеказахском съезде в Оренбурге и вошел в состав избранного съездом правительства Алашорды. Таким образом, он становится членом обоих недавно созданных правительств. Как насчет его причин? Во-первых, когда была провозглашена Туркестанская автономия и сформировано правительство, М. Шокай не знал о том, что правительство Алашорды оживает менее чем за месяц, и не дал ему времени подумать. Во-вторых, трудно сказать, что согласие на вступление в состав правительства Алашорды неуместно. Потому что декабрьский съезд, избравший правительство Алашорды, принимает решение:» в течение месяца Алашорда аннексирует Туркестан Казахстаном весь Алаш, а через месяц-народ". Для того, чтобы читателю было понятнее вопрос, необходимо дополнительно упомянуть следующее обстоятельство. В период паники 1917 года среди казахской интеллигенции не было единого мнения о государственной целостности казахского народа. В связи с этим м. Дулатович дал следующие разъяснения: » В то время Туркестан и казахи говорили, что они должны объединиться, чтобы избежать русского колониализма, чтобы страны Средней Азии могли объединиться, чтобы реализовать свои национальные желания". Мнение букейхановича Алихана: "среднеазиатскими (узбекскими и другими) объединяться нельзя, в них сильны старость (консерватизм), религиозность, неприкосновенность религии (религиозный фанатизм). Их называли ишаном, народом, правящим в ходже-Молде, народом, который быстро не отступил от пути шариата. Крестьянин, кроме нас, на пути культуры ниже нас, поэтому мы не можем жить, держась за две слепые руки». К этому мнению бокейхановича мы тоже присоединились». Именно о мнении автора М. Шокая по этому вопросу: "Ближе к концу съезда прибыл Коканд Шокаевич Мустафа. Шокаевич выступал против самостоятельного создания казахской автономии. Выступал за присоединение к Туркестану». Поток событий не продлил жизнь ни одной из этих автономий. В условиях междоусобной борьбы различных политических групп, отстаивающих право народов на самоуправление в составе, было бы нелогично ожидать иного решения проблемы. Но известно, что М. Шокаевич до последнего момента своей жизни считал, что независимость народов Туркестана зависит от их государственной целостности. Он умирает ярым пропагандистом этой мысли. Понимая, насколько сложна возможность реализации этого мнения к концу XX века,и в то же время насколько глубоко и точно оно изложено стратегически, у нас нет никаких сомнений в том, что само время еще многое показывает. Так, в ходе обострения гражданского сопротивления в масштабах Российской империи М. Шокаевич сначала в 1920 году отправился через Мангистау в Грузию, а затем, в феврале 1921 года, отправился в Станбул. А пока не лишним будет упомянуть одну маленькую деталь. Он получил телефонограмму от Султанбека Кожановича в Ташкенте, когда он издавал журнал в Грузии. В нем говорилось о том, что Советское правительство сначала объявило амнистию Кокандским автономистам, в связи с чем Мустафа может вернуться позже, в Ташкент. Туркестанская автономия или Кокандская автономия В независимой стране мы отмечаем 1 мая как День единства народов Казахстана, пишет корреспондент newsroom turkystan.kz исходя из источников. В советское время этот день широко отмечался как Праздник труда и весны, Международный День солидарности трудящихся. В этот день Праздника труда в 1918 году произошло еще одно событие, достойное великого праздника: в Ташкенте была провозглашена Советская автономия Туркестана. А за два с половиной месяца до этого исторического события была обречена первая автономия в Туркестанском крае, объявленная в Коканде… На III съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшемся в Ташкенте в середине ноября 1917 года, большевики захватили власть в Туркестанском крае по образцу переворота 25 октября в Петрограде, провозгласили установление советской власти и создали Совет Народных Комиссаров. Выступая на съезде от имени мусульманских организаций, Серали Лапин напомнил, что европейцы в Туркестанском крае составляют всего пять процентов, и потребовал, чтобы место представителей местного населения в правительстве было пропорциональным. Однако большевизм не допускал представителей местного населения к работе по управлению страной под предлогом» пролетариата среди корректистов нет". Недовольные этим мусульманские организации срочно созвали съезд. Избранные из земли делегаты собрались в Кокане, и 24 ноября 1917 года начал свою работу чрезвычайный IV Курултай мусульман. 28 ноября Туркестан объявил автономию и сформировал Временный Национальный совет и правительство автономии. Таким образом, была предпринята попытка создания первого в Средней Азии национально-демократического государства. Как отметил председатель Центрального совета мусульман Шора-и-Исламия – Мустафа Шокай в своем вступительном слове. А из этого следует, что понятна легкость создания полноценного государства. Ведь в настоящее время нет ни квалифицированных кадров, ни достаточного опыта, необходимого для реализации такого великого дела. - Главное, чтобы не было армии, защищающей нашу автономию, - глубоко вздохнул он. - Мы видим, что Русия сегодня сильно ослаблена, но при этом она намного сильнее нас. Поэтому мы должны жить в дружеских отношениях, не враждуя с ним». Затем он сказал, что не может принять политику советской власти, но видит, что большевики, правящие советами, обладают большей огневой мощью и свободой. Прямо так:» я не сомневаюсь, что большевики обладают разрушительной силой, которая сокрушит всех, я полностью в это верю, но все же не люблю советскую политику". Разгромные способности большевиков быстро проявились. 13 декабря люди – жители Ташкента и жители окрестных сел-были в восторге от того, что в крае был поднят национальный флаг, но торжество автономии было сорвано большевиками. На мирное население обрушился пулеметный огонь из Тасы. Националистические деятели, считавшие, что народ никогда не забудет и не простит расправу с изолированными туркестанцами на празднике, радуясь тому, что они стали страной, продолжали целенаправленно укреплять тираническую, Туркестанскую (Кокандскую) автономию путем принятия различных политических мер. Однако жизнь автономии длилась всего 64 дня. Правительство было изгнано, кокандцы были убиты, никогда раньше не видели и не слышали, город был сожжен землей. В связи с этой трагедией Султанбек Кожанов и Хайретдин Болганбаев, издающие газету «Бірлік туы», которая дышит общественной жизнью, оставили на страницах издания конкретные свидетельства. В статье, опубликованной до Кокандской резни, Султанбек рассмотрел съезды, которые продемонстрировали противоречия интересов. Когда власть региона была насильственно взята большевистской партией, мусульманские организации, которые были убеждены в том, что они не могут вести дела с соглашением, «создали бы сиез в городе Коканд и создали бы автономию», однако большевики заявили, что «не признают эту автономию, потому что это то, что сделали богатые туркестанцы и муллы, бедные к этому не имеют отношения», - написал он. Тогда правительство мухтарията (автономии) 25 декабря получило «постановление против болшеуиков, у которых есть рабочие, есть земледельцы, они сделали еще один СИЗ, в сиесе за Туркестанскую автономию». Это были большевики:» это-бедняки боятся богатых и жалуются«,» истинные бедняки не говорят этого слова«, " более того, в Туркестанской области айтылған ни слова о казахско-кыргызской автономии не было сказано. Для этого нельзя сказать, что весь Туркестан смещен в сторону. Это уловка богатых". В ответ на их флаг «бүтін целочисленная Сырдарьинская область на 6-м месте казах-киргизского гинуара совершила СИЗ в городе Туркестане, в этом сиезе выступила за Туркестанскую автономию и постановила против болшеуиков. ...Теперь мы говорили, что у болшеуиков закончились слова, и снова говорили: "все, что было, - это то, что было у богатых. Если внутри были бедные, то многие – те, кто смотрел на брови и веки богатых. ...мы сами объединяем истинную мусульманскую бедность и открываем «мусульманский совет». Когда они говорят, что им нужна автономия, истинное постановление остается за ними. Мы только им отдадим». ...В книге 23: "автономия должна быть потеряна. Мусульмане не достигли предела, в котором они правят», – постановил он. Более десяти миллионов мусульман, бүтін весь Туркестан, решили танцевать 5-6 болшеуиков. ...наша автономия идти-идти исправляться түз это рука об руку, это противоположное дело Іст"» Статья Султанбека Кожанова, представляющая такую угрозу, была опубликована на «флаге единства» 29 января 1918 года, а предполагаемое зло было раскрыто 31 января… Для раскаяния правительства Туркестанской (Кокандской) автономии, отказавшегося признать власть Советов, ташкентские большевики обратились за помощью к центру. Помощь не опоздала. Из Москвы по железной дороге прибыли одиннадцать эшелонов, загруженных обособленными и обволакивающими войсками. Кроме того, с момента завоевания края царской армией армяне, прибывшие в города Ферганской долины и сплотившиеся в политическую партию «Дашнакцутюн», были специально оснащены большевиками оружием. Дашнаки-армяне с особой ненавистью разгромили Кокана в рядах армии большевизма. Он жестоко избивал людей и отличался жестокостью. В ходе жестокого нападения, которое длилось с 31 января по 10 февраля 1918 года, Туркестанское государство было полностью уничтожено. Столица Кокандского ханства, разрушенная русской армией более сорока лет назад, теперь была разрушена большевистской армией. Таким образом, за полвека Туркестан был завоеван царской армией, сначала преследующей интересы империи, а теперь, во второй раз, советской армией, замаскировавшей этот имперский интерес классовым флагом. Город с населением около 120 тысяч человек был разрушен, и только четверть его населения пережила красную бойню. (Вторжение и разграбление советской властью тихого города, кровопролитие мирных жителей, разграбление и разграбление частной собственности вызвали гнев туркестанцев. Против кровожадного произвола советской большевистской власти все народы Средней Азии развернули движение сопротивления. Земля-земля перешла к партизанским действиям. Повстанцы, жаждущие независимости стада, были отмечены большевизмом, рубрикой «басмачи", на подавление которой советская власть в течение многих лет применяла военную силу наряду с пропагандой). Хайретдин Болганбаев написал, что эти дни не сводят с ума людей Туркестанского края. Потому что за эти десять дней «хищники в форме человека» с пушечным, изолированным огнем уничтожили на улицах Коканда старика, юношу, мужчину, женщину, как бешеного волка. Сколько тысяч мирных жителей покрылись камышом, а пепел города унес в небо. Кровь невинного мусульманского народа была разбрызгана, как вода. » Под пулями пулеметов, падающих, как бурундуки, два глаза, как у знающих, и голос у раба, высунутый на тростник«,» женщины-мусульманки, которые, сжимая сына в объятиях, прыгают с забора на забор, не зная, где спрятаться, оба глаза выходят из гнезда«, " бедная старуха с вытянутыми конечностями, белоснежными головами- унижения, которые видели» шалы», "брошенные заживо в огонь", никогда не бывают незабываемыми. "Человек-зверь «брызгал кровью неисчислимого мусульманского народа, как вода, и топтал на лапах» растущий цветок свободы". Эти десять дней»превратились в дни в истории Туркестана, написанные кровью, а не чернилами". Хайретдин, который писал кровопролитие тех дней с плачем сердца, говорит, что обманул» жалкий Туркестан«, который» впал в пар Великой трансформации Русии «и» всегда стремился к утраченной свободе". Призывает к разуму. Говоря, что мертвое равенство не оживает паром с края, если вы жаждете истинного равенства, вы говорите: «пусть пар перемен исходит от вас». Говорят, что» силуэты человеческих хищников воняют кровью«, от зверства которых» невинная кровь, струящаяся в глазах, как вода«, должны зажечь огонь чести и напомнить вам о» той же доброй силе железа и платных мудрых Бабурах". » Предать нацию и обезглавить религию", "красная краска в руках твоих друзей", - говорит он, - кровь твоих братьев«, вспоминая легенду Абила и Каина в религиозной книге, - «или ты из тех, кто испил истощение Каина, сам отругал своего брата, отрекся от своей нации?!". Эта статья Хайретдина была опубликована в выпуске газеты "флаг единства" от 15 марта 1918 г.… Трагические последствия боевой операции, жестоко уничтожившей Туркестанскую автономию, сильно встревожили Москву. Поэтому, ведя военные действия против басмачей, «сладкий пепел» также тщательно продумывал получение уст народа. Чтобы решить свою судьбу, трудящиеся Востока решили создать автономию на советской основе, добавив в комиссию по разработке провозглашения советской автономии Туркестана Центрального уполномоченного Кусайина Ибрагимова и Юсуфа Кливлеева из тюркских народов. Председатель Совнаркома Ленин и народный комиссар по делам национальностей Сталин выразили пожелание центральной власти своим уполномоченным в Ташкенте и V краевому съезду Советов, 22 апреля также направили специальную телеграмму. В нем говорится: "верьте, товарищи, в поддержку Совета Народных Комиссаров автономии вашего края советского образца". - Мы прощаемся с вашей инициативой и очень уверены, что вы охватите весь край сеткой Советов, а действуете в полном контакте с теми советами, над которыми работаете». Пятый съезд Советов Туркестанского края открылся 20 апреля 1918 года и действовал до 1 мая. 30 апреля съезд утвердил "Положение о Советской Федеративной Республике Туркестан". В первом пункте положения указано историческое определение: "Туркестанская территория объявляется Туркестанской Советской Республикой Российской Федерации", из которого следует, что в состав Туркестанской республики входит вся территория страны, лежащая в географических границах края (кроме Хивы и Бухары, где еще царствует ханская власть). Во втором пункте: «Туркестанская Советская Федеративная Республика управляется автономно», торжественное заявление было сопровождено предложением, в котором утверждалось, что тюркоязычная Россия признает центральное правительство Советской Федерации и координирует с ним свою деятельность. Далее третий пункт:» высшим законодательным органом Федеративной Республики Туркестан является съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и мусульманско-фермерских депутатов, созываемый в первые дни декабря". В четвертом пункте отмечается, что Центральный Исполнительный комитет туркестанских Советов (Тюркатком) является постоянным законодательным высшим органом, избирается на съезде, в составе 36 человек. В пятом пункте делается вывод, что исполнительные функции и вопросы управления краем будут сконцентрированы в руках Совнаркома, в состав Совнаркома войдут 16 человек, который также будет избран съездом. А земельная власть, согласно шестому пункту положения, передавалась соответствующим советам и их исполнительным комитетам. Съезд, провозгласивший советскую автономию тюркской страны таджикского происхождения, где проживали казахские, узбекские, туркменские, киргизские, каракалпакские, а также кипленый век, провозгласил семь из 36 членов Центрального Исполнительного комитета Туркестанской Федеративной Республики (председатель П. Кобозев), три из 16 членов Совета Народных Комиссаров (председатель Ф. Колесов избирался из представителей местного населения. Это, как ни странно, было чем-то вроде обращения к правосудию. Потому что третий съезд Советов Туркестанского края, который состоялся 15-22 ноября 1917 года, провозгласивший захват власти европейскими государствами, несмотря на то, что они составляли всего пять процентов населения края, не включил в состав первого Совнаркома (первым председателем которого был избран Ф. Колесов) ни одного представителя местной национальности.  Потому что Туркестанские большевики, возглавляемые И. Тоболиным (которого он называл «Ленин в Туркестане»), считали местных деятелей незрелыми в деле управления. Кочевники, с марксистской точки зрения – экономика слаба, нет будущего, а значит, голодны, им нельзя давать хлеб, им нужно тратить продукты на обеспечение Красной армии, которая является опорой советской власти. Провозгласив советскую автономию Туркестана и включив в состав власти Туркестанской Республики единоличного тюркского деятеля, большевики почувствовали, что их первоначальные взгляды на коренное население начали стремительно меняться. У национальных деятелей, которые надеялись на это и испытывали разочарование и отчаяние из-за Кокандской резни, не было другого выбора, кроме как обратить вспять этот тип государственности, который давали большевики. Поэтому он проявил поддержку советской автономии края, которая была торжественно объявлена 1 мая. И постепенно боролся за то, чтобы дополнить его национальным содержанием. В Турции весной 1918 года был открыт народный университет, осенью-Казахское отделение Ташкентского педучилища. В 1920 году на базе Народного университета был создан Туркестанский государственный университет. А Казахское отделение Русского учебного заведения в 1919 году было короновано самостоятельным педагогическим училищем, а в 1920 году преобразовано в Казахский институт просвещения (Киргизский институт просвещения, Киринпрос). Из-за противоречий в правительстве Туркестана между большевиками и эсерами военный комиссар Туркменской Республики Константин Осипов в январе 1919 года совершил вооруженное восстание, провозгласил себя диктатором и обратился к народу города. Это был 22-летний молодой человек, выпускник Ташкентского кадетского корпуса, который оказался в центре внимания создателей Кокандской резни, достиг карьеры военного комиссара республики, затем совершил военный поход на Созак, разграбил и разграбил кроткий народ. По его приказу были расстреляны председатель Туркцика Вотинцев, председатель Совнаркома Фигельский, председатель Ташкентского Совета Шумилов и его заместитель Финкельштейн, председатель Туркестанской Чрезвычайной комиссии (ЧК) Фоменко, всего 14 комиссаров за пределами казарм повстанческого соединения. Однако под руководством оперативно созданного Военно-Революционного совета восстание было подавлено. Весной под руководством заместителя председателя Тюркцика Турара Рыскулова при краевом комитете партии было создано мусульманское бюро с семизначным аппаратом (Мусбюро), которое приступило к непосредственной работе с национальными коммунистическими организациями, работниками нации в целом. Участвуя в восстании против Колчака, 19-летний дед Адилов, вынужденный уступить белым, летом 1919 года приехал в этот Мусбюро в Ташкенте. Здесь он встретил знакомого ему из Омска Хайретдина Болбаева, через которого познакомился с Султанбеком Кожановым. От этих братьев, старше его на пять-шесть лет, он глубоко узнал исторические события, тонкости перемен в крае и усвоил политические уроки. (Они привлекли религиозного деятеля на службу в казахское отделение педагогического училища, в котором они работали). «Большевики принесли свободу в край»,-сказал он. Особенно на Перовской стороне большевик по имени Гержод от имени Советской власти касался кочевого народа. В рядах злополучных дел прозвучало страшное известие о том, что грабежи скота известных в регионе братьев-стран сами по себе, сами себя закрывают на Абакан и даже без суда-следствия, своим определением выдают родителей. От рук того же большевика погиб старший брат Султанбека Гюльяндама Сейдали Лапин. Его младший брат, Серали, который был одним из лидеров автономии, провозглашенной в Коканде, скончался при необъяснимых обстоятельствах. На Дальнем Востоке, от него в Сибири, видно, что тихую страну преследовали только белые,а красные - те, кто прошел мимо них. Правда бежала из белой Сибири в красный Туркестан. Тем не менее, решение Султанбека о том, что с такими просьбами нужно вступить в ряды большевистской партии, членом которой они являются, а затем пойти и бороться, казалось тревожным. Преподавал в педучилище, посещал Туркестанский университет на прослушивание лекций. Весной 1920 года, по предписанию Мусбюро и Тюркаткома, был закреплен за заведующим Семиреченской областной учебной частью и отправился в Верный. Советское правительство обязало принять непосредственное участие в осуществлении добра, обещанного народу… В брошюре «к десятилетию Туркестанской Советской автономии», изданной в 1928 году, Султанбек Кожанов написал анализ природы революции в крае, политических сил и их социальных предубеждений. Формализация Туркестана как государственного образования 1 мая 1918 года позже привела к созданию пяти идентичных национальных республик в Центральной Азии, что привело к созданию советской базы. Туркреспублика просуществовала всего шесть лет. При этом он оставил неизгладимый след в политической истории края. Потому что, предоставив автономию региону, который стал отдаленной темной колонией империи, по словам Кожанова, «был сделан четкий первый шаг в национальном строительстве, что важно». Этапы Советского развития бывшей Туркестанской республики он разделил на три части: первый – охватывает события от Октябрьской Революции до провозглашения советской автономии Туркестана, второй – период после провозглашения автономии до введения во все части Туркестана жесткого политического руководства Центра, Третий – период до классификации тюркоязычной, Бухарской и Хорезмской народных республик по национальным признакам. Султанбек Кожанов, занимавший ответственную должность в Центральноазиатском Бюро ЦК СП(б)П в период его десяти лет, был одним из самых авторитетных деятелей Туркестанской Федеративной Республики, характеризовал эти периоды в своей небольшой работе в определенном количестве коммунистической краски и глубоко задумчивыми скупыми словами. Действительно, хотя и на советской основе, шестилетнее служение Туркестанской республики стало великим событием, проложившим путь народам, населявшим край, к обретению государственной независимости в будущем. Турецкая республика быстро превратилась в свирепую национальную государственную структуру на Востоке под властью Советов. В краткосрочной перспективе полнота национальных кадровых рядов была обусловлена тем, что уже в 1920 году коммунисты во главе с Тураром Рыскуловым приняли в уполномоченных организациях края решения о создании тюркской Республики и Коммунистической партии тюркских народов. Стремление Туркестанской общественности к такому единству вызвало тревогу у центральной власти. Большевик номер один Ленин сам был главой и рассматривал возможность ликвидации национально-территориальной целостности края путем разборки на «Узбекию, Казахию, Туркмению». Однако только напряженная политическая ситуация, похожая на гражданскую войну и движение басмачей в то время, вынудила проблему сдерживать быстрое осуществление. В конце концов, гражданская война закончилась победой, и поддержка басмачей народом уменьшилась « " разберись и танцуй!"была предпринята попытка установить имперскую древнюю позицию. Генеральный секретарь Сталин, помня о завещании Ленина, благословил в начале 1924 года меру по-новому расчленить Среднюю Азию и внедрить эффективный метод управления. Московские эмиссары направили кампанию в нужное русло, пощекотав узкое националистическое чувство деятелей Туркестана, Бухары, Хивы. Узбекские и туркменские чиновники как можно скорее следовали курсу создания национальных домов. Им была открыта грандиозная возможность поднять флаг независимости в понятии той эпохи, поставить самостоятельный уик-энд в трущобах Советского Союза. Поэтому вопрос активно обсуждался среди деятелей Туркестанской, Бухарской, Хорезмской (Хивинской) республик. Народы, населяющие эти три республики, должны были быть сгруппированы по национальным признакам и классифицированы по-новому, чтобы стать отдельной страной. В результате каждый улус тюркских уроженцев стремился отделить друг от друга, чтобы создать свое государство. Против тех, кто стремительней идеализировал объединение в самостоятельные, отдельные национальные единицы, разграничение друг от друга, выступил только один из глав Туркреспублики Султанбек Кожанов. Он выдвинул идею о том, что нельзя примитивизировать национально-государственную классификацию края. Султанбек полагал, что резкое прекращение тесных связей между народами, живущими рука об руку на протяжении веков, в жизнеобеспечении не должно быть целью разграничения. Доказывая своей дочери, независимость нельзя рассматривать только в одностороннем порядке. Межевание выгодно узбеку и Туркменистану, и сразу видно, что союзная республика носит корону. Но потом, не жалея никого и не разлучаясь, я ошибаюсь с корнем эгоистичного отношения к тому, чтобы сшить свою семью. Узбек, который сосет Землю, уже экономически независим. Не относится к советской точке зрения, когда он сказал, что на протяжении веков скотовод, живущий смешанной жизнью, отделяет цоколь от казахов и ломает хвост. Такое действие чуждо идее советов развивать нации, взаимодополняя и взаимодополняя друг друга. Так рассуждал Кожанов. С этим видением Москва выдвинула идею создания среднеазиатской Федерации из республик, которые будут разграничены, не падая без взгляда на предложенную программу классификации. Он отметил необходимость организации Центрально-Азиатского экономического сообщества. Таким образом, народы Средней Азии считали целесообразным вступить в ряды независимых государств, образующих Союз Советских Республик, только после поднятия общей Федерации. Развитие кенжелеу предложил направление для выравнивания национальных структур с лидерами в составе среднеазиатской Федерации и, таким образом, подготовки всех к самостоятельной союзной коронации в будущем. Однако ожесточенный спор, продолжавшийся семь-восемь месяцев под руководством московского подполья, был решен в пользу тех, кто жаждал демонтажа. По сравнению с территорией казахской страны (более 2,8 млн квадратных километров, население около 6 млн), только узбек с небольшой численностью населения (с учетом таджикской автономии в составе, примерно в 5,5 раза меньше территории казахской земли, примерно в 1,5 раза меньше населения) и туркменская (в 4 раза меньше населения) республики имеют прямой Союз вошел в число государств-основателей. В то время как единая гигантская Казахская Республика, объединенная водой и народом, по всем показателям достойна носить союзную корону, статус автономии был оставлен в составе Российской Федерации без изменения. Республики Средней Азии, в основном узбекские деятели, отказались от продолжения коренных отношений с казахским народом. Несмотря на ревностную поддержку создания экономического сообщества среди новых республик, он не хотел вовлекать в него Казахскую Республику. Ташкент в центре густых казахских сел, Ташкент, признанный казахами своей столицей с далеких времен, был выделен. Под «покровительством» Сталина он был передан в состав Узбекистана, который стал союзной республикой. А в узбекском автономном районе, который поднимал Шанырак, за несколько лет был обречен. Граница была начерчена со дна Ташкента, в семи километрах от места под названием жаб-жаб, однако, двигаясь в Кот, узбекский дядя различными способами дополнительно выделил значительные казахские земли и постепенно занял территорию этого дня. В поддержку исторически сложившихся экономических, социально-бытовых связей Казахстана с тюркскими странами был взят топор, жизнь казахского народа была привязана к европейскому центру. А из Европейского центра, как с большой осторожностью и вежливостью заявил на V съезде Советов Казахстана председатель Казаткома Сейткали Мендешов, было даже невозможно оказать помощь голодающим регионам. Наконец, на третьем этапе» большевистской голодной политики " (Мустафа Шокай), проводимом Сталиным, кочевый Казах потерпел национальную катастрофу, которую никогда раньше не видел и не слышал. Большевики избавились от «желтых квартир», которые простирались по широкому полю, не создавая особого шума, и приступили к строительству казарменного социализма над разбросанными останками кочевого казаха, доставив из договора «врагов народа». Освободившись от кочевников, он по-новому освоил «целинные земли» в степи-заселил колонистов и пришельцев, которых преследовал Даулет, а также не достиг трети всего населения, проживающего в казахской стране. Отмечая день рождения Туркестанской Федеративной Республики в честь 100-летнего юбилея, хотим обратить внимание на то, что исторический опыт этого недолгого государственного устройства еще не признан. Возможность объединиться под одной крышей центральноазиатских республик, имеющих общие корни и общую историю, родилась в период распада советской империи. Идея создания среднеазиатской Федерации, которая была отброшена в 1924 году, должна была быть модернизирована по-новому в связи с ситуацией, созданной славянскими республиками в 1991 году. В новом единстве, созданном Москвой, была создана новая община Большого Туркестана-много хлопот. Однако этот период не использовался. В Берте, когда была выдвинута инициатива создания Центрально-Азиатского Союза, который был бы полезен всем казахам, проанализировав опыт лет независимого развития, с узбекской стороны было оказано категорическое сопротивление, хотя и при поддержке Киргизии. Это говорит о том, что современные независимые государства, поднявшие флаг в Туркестанском крае, не досконально изучили значение Туркестанской Федеративной Республики, которая в дальнейшем носила автономный Шанырак под российским флагом, не сделали соответствующих выводов из ее опыта. В последнее время между странами Центральной Азии выстраиваются взаимовыгодные отношения. История-Великий Учитель. Давайте сами воспитываем себя историей, учимся истории. Будущее нашего края-в единстве. Деятель Туркестанской автономии-Мустафа Шокай Articlekz.com по словам дерккузов, в казахской истории было много почитателей Алаша, которые преданно служили своему народу. Одна из таких известных исторических личностей-Мустафа Шокай. Но М. Шокай не знает густая страна. Потому что он был признан злейшим врагом советской системы. Его заслуги перед его страной были равносильны преступлению. Он считался преступником, а не деятелем новой казахской страны. Не боец, а комар считался человеком. Считалась беглецом, а не полезной для общества душой. Почему?... Конечно, трудно дать ответ одним словом. На это были известные-неизвестные причины. Так кто же был Мустафа Шокаевич, которого выдающийся ученый, академик Рахманкул Бердибай оценил как «энциклопедию освободительной мысли"? Что мы знаем о его месте рождения, его происхождении? Узнали ли мы в полной мере жизнь, нравы Шокая, который всю свою сознательную жизнь вложил в целостность тюрков? Все тело и душа отдавали должное национальности, народу, казағым, сердцу Алашым, Туркестану? Какие еще неизвестные нам аспекты Мустафы, которые не давали покоя будущему, не давали покоя алашу? Что нам говорит его узкая дорога, скользкая судьба? Вопросов много... Мустафа Шокаевич, который прожил почти половину своей жизни в чужой стране, трудился