В 1951 году в тюрьме китайского города Урумчи предводитель освободительного восстания в Восточном Туркестане Оспан батыр был расстрелян, об этом сообщает корреспондент newsroom.kz
По рассказам журналиста Жади Шакенулы,после победы во Второй мировой войне советским властям Оспан-батыр был скорее вреден, чем полезен. Им нужно было, чтобы Оспан-батыр «ослабел».Журналист изучал биографию Оспан батыра, также собрал сведения о нем, даже выпустил серию книг о батыре.
В 1945 году Оспан батыр был начначен губернатором Алтайского округа в составе этого правительства. Вначале советское правительство поддержало Оспан-батыра, но затем испугалось названия «Восточный Туркестан». Позже был переименован, как, «Три округа».
Как говорит Жади Шакенулы, он срзу понял, в чем заключается политика нового правительства.
Он превратился в самого большого врага и отошел от правительства, когда понял, что правительство стало приверженцем Советского Союза и не станет по-настоящему защищать народ и землю, – говорит Жади Шакенулы.
В 1947 году Оспан принял участие во вторжении на территорию МНР в Байтак-Богдоском пограничном конфликте. После провала этой операции Оспан остался на стороне Гоминьдана, и, после того, как в 1949 году части НОАК вошли в Урумчи и установили в Синьцзяне режим КПК, возглавил казахов в мятеже против новой власти.
В 1950 году Оспан Батыр перевез своих родственников в горы Канамбал в округе Ганьсу и решил перезимовать там, где попал в руки китайских военных. Пробыв в плену больше года, был публично расстрелян 29 апреля 1951 года на площади города Урумчи по решению Китайских Коммунистов-Маоистов.
Последние слова Оспан батыра:
«В каком преступлении вы меня признаете – в том я и преступник. Когда я сражался со своими врагами, я не разделял их на китайцев, русских, монголов. Кто посягнет на мои чувства, религию, землю, народ – тот и будет моим врагом. От такой борьбы я никогда не откажусь. Я готов к самому тяжкому наказанию, которое вы приготовили для меня».
Личность Оспан-батыра в Китае до сих пор рассматривается как сугубо отрицательная. Однако в Казахстане Оспан почитается некоторыми кругами историков. Тем не менее, государство не делало открытых шагов для увековечивания его памяти. Долгое время власти КНР не давали сыну Оспан-батыра похоронить останки своего отца. Однако в 2004 году при его содействии его останки всё же были переданы ему и благополучно захоронены.