Президент обозначил приоритет собственной национальной идентичности, политолог Алмас Аубекеров

Какую роль могут сыграть изменения в госсимволике в вопросах укрепления национальной идентичности страны?

Фото: из личного архива

Полагаю целесообразным принять во внимание резонные доводы профессионалов и неравнодушных граждан, в том числе молодёжи, о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нём присутствует эклектика и признаки советской эпохи.
Об этом заявил Президент на третьем заседании Национального курултая. Касым-Жомарт Токаев отметил, что в случае общего согласия можно было бы создать специальную комиссию, которая предметно рассмотрит все аспекты, проведет общественные дискуссии, а затем объявить открытый конкурс на лучший эскиз нового Государственного герба Казахстана. Какую роль могут сыграть изменения в госсимволике в вопросах укрепления национальной идентичности страны? Эту и другие темы детально обсудили в интервью с политологом Алмасом Аубекеровым.

Алмас Адлетович, на заседании Национального курултая Президент заявил, что у Казахстана может появиться новый Государственный герб. Как Вы восприняли это заявление Касым-Жомарта Токаева?

Предложение Президента на Национальном курултае в Атырау об изменении Государственного Герба Республики Казахстан вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Многие поторопились раскритиковать это предложение, не вдаваясь в его суть. Нужно понимать, что эта инициатива – призыв к открытому и всестороннему общественному обсуждению, а не готовое решение по немедленной смене герба. Будет создана специальная комиссия, которая предметно рассмотрит все аспекты и проведет общественные дискуссии. И уже потом появится возможность объявить открытый конкурс на лучший эскиз нового герба.

Разделяете ли Вы мнение экспертов по поводу сложности восприятия нынешнего герба Казахстана?

Преимуществом нынешнего герба является его хоть и короткая, но уже устоявшаяся история. 30 лет не прошли незаметно, государственные символы независимого Казахстана уже давно стали привычными для граждан. Герб смотрит на нас с каждого фасада госучреждений, висит во многих кабинетах. А человеческая натура такова, что между неизведанным новым и понятным старым склонна держаться за последнее. Недостатками же одного из госсимволов, как отметил Глава государства, являются то, что нынешний герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нём присутствует эклектика и признаки советской эпохи. Насчёт советских признаков ситуация понятна, герб принимался в 1992 году и вполне логично, что вобрал в себя некоторые элементы предыдущих государственных символов. Многие сосредоточились на звезде, мне же кажется, что тут в первую очередь нужно говорить о форме и общей композиции. Насчёт сложности восприятия тоже все понятно, думаю не каждый казахстанец сможет без подготовки объяснить смысловое наполнение герба, что именно обозначают те или иные его части. Да даже просто перечислить все его элементы – уже задача не из легких. Эклектика нынешнего герба уже более интересный момент. Эклектизм – смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т.п. В архитектуре обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем. Эклектика в искусстве обычно служит эффектной декорацией для произведения культуры, ещё не выработавшей собственного стиля. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности. И вот тут замечание в сторону герба именно на этом Курултае становится более понятным. Ведь Президент в своей речи много говорил об идеологических метаниях современного казахстанского общества. В то время как отдельные его элементы скатываются в средневековье и мракобесие, другие становятся жертвами иностранной деструктивной пропаганды. Отсутствует всеобъемлющая целостность, общество по многим параметрам атомизированное. Такая ситуация требует выработки чётких идеологических месседжей, транслируемых, в первую очередь, со стороны государства. И Президент общий контур уже обозначил – приоритет собственной национальной идентичности. А принятие нового герба, уже без эклектичных излишеств, может послужить символом выработки собственного нового и целостного казахстанского стиля и идентичности.

Наряду с укреплением национальной идентичности нам важно чтить память своих героев, заявил Касым-Жомарт Токаев. Президент отметил, что во многих странах восприятие переломных событий прошлого сейчас становится инструментом информационных и политических манипуляций. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствует это заявление Главы государства?

Сейчас в мире происходят большие изменения. Экономический центр тяжести переместился из евроатлантического региона в азиатско-тихоокеанский. На смену однополярного миропорядка приходит многополярный. В связи с геополитическим соперничеством растёт напряжение во многих точках земного шара: восточноевропейском, ближневосточном, африканском и тихоокеанском регионах. И все мировые «полюса» стремятся к увеличению своего влияния на остальной мир, в том числе идеологического. Инструмент в этом деле – пропаганда. И в нынешний век высоких информационных технологий у неё нет никаких пространственных ограничений. Иностранная пропаганда влияет и на казахстанское общество, ещё не обретшего твердую идеологическую почву под ногами. Пытается, в том числе, участвовать в переосмыслении казахстанской истории, кого-то делать угнетателем, кого-то – жертвой, привносить элементы, чуждые нашей культуре. Слепое следование внешним идеологическим нарративам отдельных наших граждан грозит расшатыванием внутреннего мирного сосуществования казахстанского многонационального и многоконфессионального общества. Необходим примат национальных интересов над иностранным влиянием. И именно для этого в нашей стране нужна выработка единой идеологии, базирующейся на позитивных и созидательных исторических примерах, и продвигающей собственную казахстанскую идентичность.

Примером для нас и наших потомков должны быть люди, которые ставят общенациональные интересы выше личных. Это особенно актуально в условиях современной геополитической ситуации, заявил К. Токаев. Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.

Глава государства отдельно остановился на казахстанских предпринимателях, применив термин «национальная буржуазия». Они должны сыграть ключевую роль в становлении нашей страны в качестве важного регионального полюса открытой, рыночной экономики. В представлении Президента буржуазия является национальной не по этническому признаку, а по степени гражданской сознательности её представителей. Крупные бизнесмены многих других стран не просят государство о чём-либо, а, наоборот, сами добровольно вкладывают большие средства в развитие своих стран. К сожалению, некоторые наши предприниматели в первую очередь поднимают свои узкие проблемы, а не масштабные вопросы, касающиеся всей страны. Я полностью согласен с Главой государства и также считаю, что люди, которые ведут бизнес, зарабатывают в Казахстане, должны всегда думать не только о собственном деле, но и о всеобщем благе, органично сочетая частные интересы с общественными. Ещё мне очень понравился призыв Президента к отечественным предпринимателям, строящим за свой счёт мечети, отдать предпочтение строительству новых школ, общежитий, больниц, библиотек, музеев, спортивных комплексов. Действительно, потомки будут благодарны именно за такие конкретные дела.

Стремление радикально настроенных неофитов навязать обществу чуждые религиозные идеалы, в том числе в виде архаичной формы одежды, является неприкрытым вызовом нашим традиционным устоям и ценностям, резюмировал Президент. Заявив о том, что казахстанцы должны опираться на тысячелетние религиозные знания и духовные ориентиры именно наших предков. Какая в этом отношении задача, по Вашему мнению, стоит перед нашей республикой?

Роль религии как социального феномена невозможно оценить однозначно. Религиозность может быть как фактором укрепления духовности, так и проявления жестокости, как стимулировать сплочение и интеграцию единоверцев, так и разобщение представителей различных конфессий. Весьма важно, что с помощью норм религиозного права, морали и догм могут регулироваться как отдельные нормы поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя антиобщественное поведение, якобы в интересах определенной религии, её догматики. Религия во многом субъективна, что дает возможность для манипулирования общественным сознанием, поэтому деструктивные лидеры, по-своему трактуя религиозные положения, способствуют, по меньшей мере, дезинтеграции людей, а иногда – межконфессиональной вражде и розни. Перед нашим государством в настоящее время стоит комплексная задача проведения такой политики, чтобы будь то мусульмане, христиане или атеисты могли беспрепятственно реализовать право свободы совести и вероисповедания, не нарушая при этом прав других. И у этого действительно есть историческая основа. Ведь традиционное кочевое общество отличалось открытостью к различным верованиям. Тот же ислам пришел в казахскую степь вместе с суфийскими миссионерами, а не в результате завоеваний. Проникновение ислама было постепенным, произошёл синкретизм с традиционными верованиями кочевников. Некоторые кочевые племена, которые впоследствии поучаствовали в этногенезе единой казахской нации, в разные исторические эпохи исповедовали, в том числе, и христианство, и буддизм. Ну а в ХХ веке Казахстан стал убежищем не только для политических ссыльных, но и гонимым в результате своих религиозных убеждений.

По слова К. Токаева, почитая наши духовные корни, мы должны всячески укреплять светский статус нашего государства. Насколько важен этот аспект развития страны?

Действительно, светскость является одним из основополагающих конституционных принципов государственности Казахстана. И «светский» совершенно не означает «отвергающий религию». Светский – это скорее «понимающий»: государство, понимающее верующих и не верующих и создающее равнокомфортные условия для граждан любого вероисповедания, в том числе и придерживающихся атеистических взглядов. Светская модель означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. При этом представители конфессий в лице религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических, и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политикой. Случается, что некоторые представители отдельных религий проявляют негативное отношение к светской культуре, образованию, искусству и другим нерелигиозным составляющим культуры вообще, хотя отказ от данных институтов светского общества фактически означал бы отказ от многих направлений высшего образования, профессионального и творческого роста и много другого, без чего немыслим инновационный путь развития нашей республики. Светское государство на сегодня остаётся логичным вариантом развития демократического современного поликонфессионального государства, в котором в полной мере соблюдаются права человека на свободу совести и вероисповедания. И система образования в таком государстве остается светской, это касается как преподавания различных дисциплин, так и внешнего вида учащихся и учителей.

В прошлом году Казахстан был избран членом Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Глава государства отметил, что это открывает для нас возможности, которые можно и нужно использовать. Какие перспективы видите Вы?

Хуже незнания своего прошлого может быть только его искаженное, неправильное понимание. История без твёрдой доказательной базы рискует скатиться в сплошное мифотворчество. Одними из таких доказательств и являются те архитектурные памятники, про которые упомянул Президент. Подземные мечети на западе Казахстана построены в разные периоды и отличаются друг от друга. Это свидетельствует о том, что у нашего народа были самобытные духовные традиции, имеющие глубокие корни. Тогда как памятники наскальной живописи представляют собой тысячелетнюю летопись степной цивилизации. Хребет Ешкиольмес – одно из самых крупных скоплений петроглифов в Евразии. Немало древних рисунков сохранилось и в урочищах Арпаозен, Кулжабасы, Сауыскандык. Ну а членство Казахстана в Комитете Всемирного наследия ЮНЕСКО увеличивает шансы на включение наших исторических памятников в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уже будет означать мировое признание глубоких исторических корней нашей страны, что положительно скажется и на нынешнем международном имидже Казахстана.

Загрузка...