Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search
17 сентября, 2024 / Аман ШАМАР / Аналитика

Может ли Казахстан возглавить рейтинг лучших университетов мира?

57% казахстанских вузов – участники рейтинга лучших университетов мира!

Может ли Казахстан возглавить рейтинг лучших университетов мира?
Фото: ЕНУ им. Л.Гумилева

При составлении своих рейтингов международное рейтинговое агентство QS Quacquarelli Symonds учитывает, прежде всего, данные по репутационным и наукометрическим индикаторам, а также индикаторам, связанным с интернационализацией и устойчивым развитием, - сообщает newsroom.kz 

Теперь кратко остановимся на каждой из этих групп индикаторов...

Репутационные индикаторы

Репутация высших учебных заведений измеряется по итогам ежегодных опросов представителей академических кругов и организаций-работодателей – QS Global Academic Survey и QS Global Employer Survey.

В 2024 году в этих опросах приняло участие рекордное количество экспертов – 175798 представителей академических кругов и 105476 представителей организаций-работодателей, – что делает эти опросы самыми представительными в своей категории.

По результатам опросов, прошедших в первом квартале 2024 года, 19 из 21 казахстанских вузов – участников рейтинга лучших университетов мира сумели нарастить показатели академической репутации и абсолютно все казахстанские вузы, вошедшие в рейтинг, смогли увеличить показатели по репутации среди работодателей. С точки зрения методологии рейтингов QS, рост количества голосов участников репутационных опросов в пользу казахстанских вузов свидетельствует об увеличении всемирного признания высшего образования Казахстана на международной арене.

Наукометрические индикаторы

Наращивание влияния на современную научную повестку и присутствия во влиятельных научных изданиях является одной из основных возможностей для дальнейшего продвижения казахстанских вузах в глобальных рейтингах.

Количество цитирований на одного преподавателя, количество цитирований на одну публикацию, количество публикаций на одного преподавателя, организационный индекс Хирша и индекс международных научных коллабораций, которые составляют группу наукометрических индикаторов в институциональном, региональном и предметных рейтингах QS, остаются на крайне невысоком уровне. Основная причина заключается в низкой вовлечённости преподавателей и сотрудников в научные исследования, что вызвано нехваткой материальных и нематериальных стимулов, а также необходимостью развития навыков академического письма.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что за неполный 2024 год доля научных трудов казахстанских авторов, индексирующихся на международной наукометрической платформе Scopus, впервые за всю историю высшего образования Республики Казахстан превысила 70 %, о чём свидетельствует график, который приводится ниже. Таким образом, публикационная активность в Казахстане растёт не за счёт снижения качества научных трудов, вызванного гонкой за количеством статей и тезисов конференций (как это происходит, например, в соседнем Узбекистане), а за счёт повышения эффективности публикационных стратегий.

 
График 2. Доля публикаций в журналах первого и второго квартилей по странам Центральной Азии (источник: SciVal)

На следующем этапе можно было бы продолжить работу над вовлечением преподавателей и сотрудников, особенно молодых, в научные исследования, адресным приглашением на работу в казахстанские вузы зарубежных учёных и активным участием вузов страны в международных научных коллаборациях: хорошо известно, что научные труды с иностранными соавторами цитируются в 3-4 раза чаще, чем научные труды, опубликованные учёными из одной и той же страны.

Интернационализация

Одним из основных приоритетов для высшего образования Казахстана является его дальнейшая интернационализация, в рамках которой предусматривается увеличение доли иностранных студентов до 20 % к 2050 году. В текущем году доля иностранных студентов превышает 4 %.

Текущий рейтинговый цикл отмечен успехами Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова и Казахского национального университета имени аль-Фараби по темпам привлечения иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Устойчивое развитие

Нынешний год ознаменован ещё одним достижением: 57 % казахстанских вузов – участников рейтинга лучших университетов мира – QS World University Rankings продемонстрировали рост показателей по достижению целей устойчивого развития – относительно новому индикатору, который вошёл в методологию институционального рейтинга лишь в прошлом году. Этот результат в полной мере соотносится с запросом студенческого сообщества на соответствие ценностным установкам университета его вкладу в устойчивое развитие. По данному индикатору Казахский национальный университет имени аль-Фараби входит в топ-500 лучших вузов мира, занимая 445-е место.

Заключение

Резюмируя обзор участия казахстанских вузов в глобальных рейтингах университетов, можно сказать одно: сложившуюся положительную динамику может не замечать только тот, кто не хочет её замечать. Достигнутые результаты стали возможными благодаря руководству, профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам ведущих вузов страны, а также системной работе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан во главе с Министром Саясатом Нурбеком по укреплению авторитета и престижа высшего образования Казахстана как внутри страны, так и за её пределами.

Убеждены в том, что мы недостаточно говорим о достижениях высших учебных заведений в вопросах повышения глобальной конкурентоспособности. Чем больше казахстанские вузы будут продвигать свои истории успеха во внешней среде, в целевых сообществах и в зарубежной аудитории на разных языках и тематических площадках, тем быстрее будет расти их авторитет и узнаваемость и, как следствие, позиции в глобальных рейтингах.

До начала следующего рейтингового цикла осталось около полутора месяцев, и на данном этапе высшие учебные заведения в самых разных уголках мира уже ведут активную подготовку к нему. Хотелось бы пожелать казахстанским университетам успехов в этой сложной, но интересной работе.