Такое мнение выразил заместитель Председателя Правления АО «Институт экономических исследований» Адиль Кусманов, - сообщает newsroom.kz
– В свете активизации дискуссий о темпах развития нашей страны хотел бы сделать акцент на трех институциональных реформах: либерализации экономики, подотчетности государства и обеспечении равенства возможностей, - отметил он. – Это предполагает системные преобразования в средне- и долгосрочной перспективе, результат которых мы, возможно, не увидим сразу, но они будут иметь положительный эффект.
Во-первых, если говорить о либерализации, то предварительным итогом планомерной работы в данном направлении стал Указ Президента РК Касым-Жомарта Токаева «О мерах по либерализации экономики», где представлены инициативы, направленные на обеспечение свободы предпринимательства путем развития конкуренции, сокращения государственного участия в экономике, а также снижения издержек для бизнеса. Здесь хотелось бы выделить внедрение принципа «желтых страниц» при проведении государственных закупок путем ограничения участия государственных компаний, функционирование Национального офиса по приватизации и разработку четких критериев к государственным объектам, подлежащим приватизации, а также ограничение финансирования из Национального фонда Республики Казахстан на нерыночных условиях.
Во-вторых, по обеспечению должного уровня подотчетности важно обратить внимание на инициативу Главы государства «Нацфонд – детям». Несмотря на ее прямую экономическую и социальную направленность, одним из основных смыслов данной инициативы является прозрачность и общественный мониторинг деятельности Национального Фонда РК. Еще одним положительным эффектом является обеспечение более эффективного использования средств Фонда, а также повышение его доходности.
В-третьих, касательно обеспечения равенства возможностей, следует отметить, что при невозможности равномерного обеспечения благосостояния всех граждан государство берет курс на повышение базового уровня возможностей для всех. Это подразумевает выравнивание доступа к качественному образованию и здравоохранению (например, национальный проект «Модернизация сельского здравоохранения», увеличение охвата дошкольного и школьного образования и др.), повышение доступа к базовой инфраструктуре посредством внедрения системы региональных стандартов (обеспечение минимального стандарта доступности объектов и услуг населению в различных населенных пунктах), обеспечение бесперебойного получения жилищно-коммунальных услуг (Национальный инфраструктурный план).
По мере взросления государства время так называемых «быстрых побед» проходит, и характерной чертой последующих государственных преобразований становятся фундаментальность и долгосрочность. Именно по этому пути сегодня реализуются ключевые реформы Президента К. Токаева.