Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search
Сегодня, 17:49 / Аман ШАМАР / Интервью

Президент формирует новую интеллектуальную карту Казахстана

Президент формирует новую интеллектуальную карту Казахстана на глобальной арене — Саясат Нурбек, - сообщает newsroom.kz

Президент формирует новую интеллектуальную карту Казахстана
Фото: открытые источники

Рабочий визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Нью-Йорк ознаменовался не только важными политическими и экономическими переговорами, но и серией стратегических встреч, направленных на развитие человеческого капитала Казахстана.Как передает агентство Kazinform, Глава государства провел переговоры с лидерами мировых академических и научных кругов, заложив основу для прорывных проектов в сфере образования и науки. О том, почему именно образование становится ключевым элементом дипломатии высшего уровня и какие конкретные результаты эти встречи принесут казахстанским студентам, ученым и всей стране, мы беседуем с министром науки и высшего образования Республики Казахстан Саясатом Нурбеком.

— В насыщенной повестке визита Президента в Нью-Йорк вопросам образования и науки было уделено особое внимание. Почему эта сфера, наравне с экономикой и геополитикой, выходит на уровень президентской дипломатии?

— В XXI веке главным капиталом наций становятся не природные ресурсы, а люди, их знания, компетенции и идеи. Глава государства Касым-Жомарт Токаев последовательно продвигает концепцию, согласно которой инвестиции в человеческий капитал являются самыми важными и рентабельными инвестициями в будущее страны. Сильная система образования и передовая наука — это фундамент национальной конкурентоспособности, технологического суверенитета и устойчивого экономического роста.

Когда Президент лично проводит переговоры с лидерами мировой образовательной и научной элиты, это является четким сигналом как для внутреннего, так и для внешнего мира. Внутри страны это демонстрирует, что развитие образования — это общенациональный приоритет высшего уровня. Для международных партнеров это сигнал о том, что Казахстан — серьезный и надежный игрок, готовый к глубокой интеграции в мировое академическое пространство и реализации самых смелых совместных проектов.

В условиях глобальной конкуренции за таланты мы не можем развиваться в изоляции. Поэтому Президент лично открывает двери ведущих мировых центров знаний для Казахстана. Его участие переводит диалог из плоскости обычного межведомственного сотрудничества в ранг стратегического партнерства, подкрепленного политической волей и гарантиями первого лица государства. Это позволяет нам решать задачи принципиально иного масштаба.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых договоренностях, достигнутых в ходе визита. В частности, большой интерес вызвали встречи с руководством Смитсоновского института и компании Educational Testing Service (ETS).

— Да, эти две встречи носят поистине прорывной характер для нашей науки и системы образования.

Первая встреча — со знаменитым Смитсоновским институтом, который является одним из старейших и наиболее авторитетных научно-исследовательских и музейных комплексов в мире. Достигнута договоренность о запуске специализированной программы обучения для наших ведущих ученых в рамках программы «Болашак». Это уникальная возможность для казахстанских антропологов, культурологов, историков и представителей других гуманитарных и естественных наук получить доступ к уникальным архивам, лабораториям и, самое главное, к экспертизе мирового уровня. Это позволит нам интегрировать казахстанскую науку в глобальные исследовательские проекты и поднять наши гуманитарные исследования на новый качественный уровень.

Вторая, и я бы сказал, еще более важная для всей системы образования встреча, прошла с руководством компании ETS (Educational Testing Service). Это старейшая и ведущая тестологическая компания мира, разработчик таких глобальных тестов, как TOEFL и GRE. По итогам встречи будет создана специальная рабочая группа. Под руководством и с привлечением лучших специалистов ETS будет глубоко переработана методология и содержание нашего Единого национального тестирования (ЕНТ).

Это многоэтапная, сложная работа, конечная цель которой — трансформировать ЕНТ в современный, признанный на международном уровне тест, основанный на передовой методологии и высочайшем качестве тестовых заданий. Это фундаментальный шаг к обеспечению академической честности, созданию равных возможностей для всех выпускников и повышению объективности всей системы отбора в вузы.

— Помимо этих двух знаковых встреч, какую общую стратегию продвигает Казахстан на международной образовательной арене? Речь идет о дальнейшем расширении академических связей с США?

— Абсолютно. Стратегия, которую реализует Глава государства, заключается в построении глобальной образовательной экосистемы в Казахстане. Мы переходим от простой отправки студентов за рубеж к созданию точек академического превосходства внутри страны. Визит в США — важная часть этой стратегии.

Во-первых, это привлечение ведущих американских университетов в Казахстан. Президент поставил задачу по открытию филиалов авторитетных зарубежных вузов. У нас уже есть успешный пример с Аризонским университетом в Петропавловске. Переговоры в Нью-Йорке были направлены на расширение этого опыта. Приход таких университетов — это не только престиж. Это трансферт лучших образовательных программ, технологий управления, исследовательских практик и формирование конкурентной среды для наших отечественных вузов.

Во-вторых, это развитие совместных научных исследований. Мы заинтересованы в создании совместных лабораторий и исследовательских центров с американскими университетами по таким приоритетным направлениям, как искусственный интеллект, биотехнологии, «зеленая» энергетика. Это позволит нашим ученым работать на переднем крае мировой науки, не покидая страну, и коммерциализировать свои разработки.

В-третьих, это интеграция в глобальные образовательные платформы. Мы активно обсуждаем сотрудничество с такими гигантами, как Coursera, чтобы лучшие мировые онлайн-курсы стали доступны нашим студентам, а казахстанские вузы могли размещать там свои программы, продвигая наш образовательный продукт на мировом рынке. Цель — создать открытую и динамичную систему, где знания не имеют границ.

— Вы неоднократно подчеркиваете роль Президента. В чем конкретно заключается эффект от его личного участия? Ведь многие из этих вопросов могли бы решаться на уровне министерства. Что меняет участие Главы государства?

— Личное участие Главы государства является мощнейшим катализатором и имеет мультипликативный эффект. Я бы выделил три ключевых аспекта.

Первый — это статус и доверие. Когда Президент Казахстана лично встречается с ректором ведущего университета или главой научной организации, это выводит диалог на высший стратегический уровень. Это демонстрирует нашим партнерам, что заявленные реформы и проекты — это не просто инициатива одного ведомства, а долгосрочный государственный приоритет, подкрепленный высшей политической волей. Это снимает многие вопросы и сомнения, ускоряя принятие решений.

Второй — это заданная стратегическая рамка. Президент не просто обсуждает отдельные проекты. Он представляет целостное видение будущего Казахстана как регионального образовательного и научного хаба. Он увязывает развитие образования с задачами новой экономической модели, с необходимостью подготовки кадров для индустрии 4.0, с целями устойчивого развития. Такой комплексный подход позволяет нашим партнерам увидеть общую картину и свое место в ней, что делает сотрудничество более осмысленным и масштабным.

Третий — это решение сложных межведомственных вопросов. Реализация крупных образовательных проектов, таких как открытие филиала зарубежного вуза, требует согласованных действий разных министерств и ведомств — от вопросов выделения земли и строительства до миграционного и налогового законодательства. Участие Президента позволяет оперативно снимать любые барьеры и обеспечивать «зеленый свет» для стратегически важных инициатив. Его роль — это роль главного архитектора и гаранта этих сложных, но жизненно важных для страны преобразований.

— Как все эти договоренности на высшем уровне отразятся на жизни обычных казахстанских студентов, преподавателей и ученых? Какой практический результат они получат?

— Это самый важный вопрос, потому что конечная цель всех этих усилий — благополучие и самореализация наших граждан. Результаты будут ощутимы на нескольких уровнях.

Для студентов реформа ЕНТ с помощью ETS означает более справедливую, объективную и прозрачную систему поступления в вузы. Это снижение стресса и повышение доверия к национальному тестированию. Открытие филиалов ведущих зарубежных вузов — это возможность получить диплом мирового уровня, не уезжая из Казахстана, что значительно доступнее. А интеграция с Coursera и другими платформами даст доступ к тысячам курсов от лучших профессоров мира, что позволит им формировать индивидуальную образовательную траекторию.

Для ученых и преподавателей партнерство со Смитсоновским институтом и другими центрами открывает уникальные возможности для стажировок, совместных исследований и публикаций в ведущих мировых журналах. Это прямой путь в большую науку. Приход зарубежных вузов создаст конкурентную среду, что приведет к росту зарплат, улучшению условий труда и повышению академических стандартов во всей системе.

Для страны в целом мы получим новое поколение специалистов, подготовленных по международным стандартам и способных решать сложнейшие задачи, стоящие перед нашей экономикой. Развитие науки и технологий приведет к появлению инновационных компаний и созданию новых рабочих мест. Казахстан укрепит свой статус регионального лидера в сфере образования и науки, что повысит нашу общую привлекательность и конкурентоспособность в мире.

В конечном счете все эти шаги, инициированные Президентом, работают на формирование интеллектуальной нации и построение Справедливого Казахстана, где социальный лифт работает через знания и таланты.

Мобилді қосымшаны жүктеп алыңыз

NewsRoom.kz қосымшасын жүктеп, жаңалықтардан хабардар болыңыз

Орнату