Уникальные археологические памятники изучают на севере Казахстана

фото из интернета

ИА newsroom.kz сообщает. что в Северо-Казахстанской области находятся уникальные археологические памятники. О наиболее значимых из них – в обзорном материале корреспондента МИА «Казинформ».  width= Пожалуй, один из самых известных далеко за пределами региона и даже страны археологический памятник - поселение эпохи энеолита (4-3 тыс. до н.э.) Ботай . Обнаружили поселение в 1980 году, когда вода размыла берег реки Иман-Бурлук и обнажились кости. С этого времени продолжаются исследования уникальной археологической находки. Руководит работой профессор археологии Виктор Зайберт. Найденные артефакты указали, что именно здесь, на севере Казахстана, произошла доместикация лошади в IV тысячелетии до н.э. Это доказали и исследования ученых разных стран. «В Ботае закладываются все основы степной жизни. Генетические элементы показывают, что R1B – протокипчакская конфедерация - началась в Ботае и продолжается по сей день. Когда сделали геном ботайского человека и мой личный, у нас совпал на 100%», - рассказывал В. Зайберт. Площадь Ботая – более 20 га. За годы исследований археологи вскрыли более 15 тысяч квадратных метров, изучили свыше 100 жилищ, обнаружили более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей животных – практически все они принадлежат лошадям. На Ботае частые гости – ученые из Великобритании, Франции, Германии, Китая, Дании, Литвы, США. У них с казахстанскими учеными есть определенная договоренность и направление деятельности. По словам В. Зайберта, более 30 западных специалистов занимаются ботайской культурой. Казахстанцы работают над историко-культурными проблемами: история народа, этноса, культуры. Иностранцы открывают содержание артефактов. Раскопки на Ботае еще продолжаются. Вероятно, это не последние удивительные находки и открытия. Археологический памятник внесли в список сакральных мест Казахстана. Вблизи города Сергеевки района Шал акына находится большой курган Байкара. Раскопки объекта показали, что курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, своеобразным храмом. Это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в V веке до нашей эры из различных материалов: камня, кусков дерна, дерева и глины. У села Долматово Кызылжарского района находится городище Ак-Ирий периода раннего железного века. Открыли его в 1968 году. Долгие года раскопки здесь не проводили. Начались они только в 2003 году. Городище относится к V веку до нашей эры. Сакская эпоха. Из значительных построек здесь найдены оборонительные рвы, валы другие фортификационные сооружения. Внутри укрепленного города ученые находят жилища, остатки кузнечных мастерских и производств по изготовлению керамики. Исследователи предполагают, что городище было построено для культово-хозяйственных и оборонительных целей. В 2019 году в Северо-Казахстанской области обнаружили археологические объекты, которые, предположительно, относятся к эпохе Золотой Орды и становления Казахского ханства. Артефакты XIV века нашли на территории Уалихановского района. Памятнику дали название «Кызыл Оба». Ученый, археолог кандидат исторических наук руководитель учебно-научного центра археологии Северо-Казахстанского университета имени М. Козыбаева Анатолий Плешаков рассказывал, что это первый подобный памятник, найденный на территории региона. Еще больше он ценен тем, что принадлежит так называемому степному средневековью – периоду, который до сих пор оставался неизученным. Всего ученые обнаружили семь мавзолеев, в каждом из которых несколько погребений. Раскопки на Кызыл Оба только начались. Планы ученых скорректировала пандемия коронавируса. Работу продолжат в этом году. А. Плешаков уверен, что «это будут грандиозные раскопки. То, что там обнаружили – это только начало». Ученый отметил, что на этой же территории есть курганы раннего железного века, могильник бронзового века. Материала для работы археологам более чем достаточно. Фото взято из открытого источника

Загрузка...