"У казахстанцев есть хорошие возможности получить качественное образование"

Есть много возможностей получить достаточно качественное среднее, высшее и послевузовское образование.

Фото: пресс-служба

Об этом заявила одна из экспертов в сфере образования Зарина Есбулатова, – сообщает newsroom.kz

Процесс обеспечения равенства в получении образования должен сопровождаться повышением скорости интернета и обеспечением бесплатного доступа к цифровым образовательным ресурсам. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев в сентябре прошлого года, обращаясь к казахстанцам с ежегодным Посланием. Какие меры приняты в стране для того, чтобы школьники и студенты могли комфортно учиться, в дальнейшем став конкурентоспособными специалистами? Эти и другие вопросы развития отечественной системы образования обсудили в интервью с преподавателем кафедры "Общеобразовательных дисциплин" Международной школы медицины Университета международного бизнеса им. Кенжегали Сагадиева, магистром филологических наук Зариной Есбулатовой.

Зарина Сатхановна, Президент в Послании поручил укреплять психическое здоровье подрастающего поколения. Какая работа проводится в стране в этом направлении?

Как известно, сегодня в казахстанских школах действуют службы оказания психологической помощи для детей и подростков. Многие дети подвержены буллингу со стороны своих сверстников и ребят, которые учатся в старших классах. На самом деле, ситуация очень серьёзная и требует незамедлительного вмешательства со стороны государства. Президент в своём Послании отметил следующее: «Требуется институционально усилить в образовательных учреждениях службу психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга». Я считаю, что необходимо, в первую очередь, постоянно проверять профпригодность школьных педагогов, поскольку зачастую именно со стороны учителей школы могут происходить пассивно-агрессивные действия по отношению к подрастающему поколению. Здесь необходимо, на мой взгляд, проверять их психологическую профпригодность для работы с детьми и подростками. Кроме того, в школах нашей республики всегда должны работать грамотные и адекватные психологи и специалисты, чтобы они вовремя смогли выявить и предотвратить случаи травли, агрессии и жестокости по отношению к детям.   

Достаточно ли у казахстанских школьников и студентов возможностей для получения качественного образования? 

В Казахстане сегодня есть много возможностей получить достаточно качественное среднее, высшее и послевузовское образование. В республике функционирует множество специализированных, а также профилирующих средних учебных заведений: школы со специальным уклоном (лицеи, гимназии), профильные колледжи. После 9 класса у школьников есть возможность продолжить обучение в колледжах нашей страны, чтобы поближе познакомиться со студенческой взрослой и самостоятельной жизнью. Также следует отметить, что у казахстанской молодёжи и молодых специалистов имеются прекрасные возможности поступить в самые лучшие университеты страны на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры, которые имеют международные аккредитации и рейтинги. Соответственно, требования по поступлению туда достаточно серьёзные, то есть для того, чтобы поступить в самые лучшие вузы Казахстана, необходимо набрать достаточно высокие баллы по ЕНТ и КТ (комплексное тестирование в магистратуру), иметь хороший аттестат и диплом о высшем образовании и так далее.

Согласно последним данным на 2024 год, 21 казахстанский университет вошёл в ТОП-1500 лучших вузов мира из 105 стран в мировой рейтинг, который называется «QS World University Rankings», считающийся одним из трёх самых влиятельных университетских рейтингов в мире, наряду с другими рейтингами, как британский «Times Higher Education World University Rankings» и шанхайский ARWU (англ. Academic Ranking of World Universities). В рейтинг QS World University Rankings вошли следующие вузы Республики Казахстан: КазНУ им. аль-Фараби (163 место), ЕНУ им. Гумилева (321 место), Satbayev University (405 место), КазНПУ им. Абая (671-680 место), КазНАИУ (671-680 место), АТУ (951-1000 место), КБТУ (1001-1200) и так далее. Данные показатели говорят о том, что, действительно, в нашей стране у школьников, студентов и молодых специалистов есть хорошие возможности получить качественное среднее и высшее образование. Кроме того, в Казахстане за последние несколько лет открылись филиалы некоторых зарубежных высших учебных заведений, например, филиал британского университета DeMontfort University в городе Алматы, филиал Университета Херриот-Уотт (Шотландия) на базе Актюбинского регионального университета им. К.Жубанова, филиал Университета Гонконга на базе Satbayev University, филиал МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби и другие.         

Какие меры принимаются в РК для повышения компетенции педагогов?

Для повышения компетенции педагогов школ и университетов РК проводятся различные курсы повышения квалификации. Преподаватели проходят курсы по профилю, которые должны составлять не менее 72 часов. Кроме того, согласно статье 18 «Повышение квалификации педагога» Закона «О статусе педагога РК» от 27 декабря 2019 года №293-VI: «2. В целях повышения квалификации педагога обучение по образовательным программам дополнительного образования осуществляется единовременно или поэтапно посредством освоения отдельных направлений и дисциплин (модулей), а также путём прохождения стажировки по международной стипендии «Болашак»». Что касается повышения компетенции вузовских преподавателей, то, как правило, она оценивается за счёт умения написания и опубликования академических научных статей в наукометрических базах данных Scopus, Web of Science, РИНЦ и т.д. Статьи казахстанских учёных в вышеуказанных наукометрических базах данных оцениваются по следующим показателям:

  1. Импакт-фактор – данный параметр определяет число цитирований конкретного научного труда за последние два года.
  2. Индекс Хирша – данная характеристика учитывает количество публикаций автора и число их цитирований.
  3. Индекс цитирования – это показатель значимости научной работы одного учёного или целого коллектива, определяемый числом ссылок на эту работу или фамилию автора.

Кроме того, вузовские преподаватели должны публиковать свои научные работы в казахстанских журналах, рекомендуемых КОКСОН МНВО РК. Таким образом сегодня оцениваются эффективность и компетенция преподавателей Казахстана.       

Президент К. Токаев также заявил, что процесс обеспечения равенства в получении образования должен сопровождаться повышением скорости интернета и обеспечением бесплатного доступа к цифровым образовательным ресурсам.  Как обстоит ситуация в стране?

В принципе, ситуация с доступным онлайн-образованием обстоит достаточно неплохо. Сегодня в Казахстане у многих граждан имеются возможности получить заграничное образование, не покидая пределы республики. На образовательных онлайн-платформах, например, Coursera, Udemy и так далее можно окончить не только различные курсы по разным профессиональным направлениям, но и окончить даже бакалавриат или магистратуру. Равенство в получении образования уже присутствует в Казахстане. Уже практически не возникает такой необходимости поступать в какой-либо вуз на очное обучение. Сегодня в РК имеется возможность получить также и второе высшее образование с помощью применения ДОТ-технологий, то есть с помощью интернета в отечественных вузах. Сегодня очень актуален рынок EdTech в образовании, который является совокупностью всех компаний, разработчиков и институтов, создающих продукты и технологии для улучшения образовательных процессов.    

Трансформируют ли в Казахстане образовательную систему с учётом потребностей рынка труда? Напомню, в Послании Глава государства акцентировал особое внимание на этом моменте. 

Да, сегодня в Казахстане трансформируют образовательную систему с учётом потребностей рынка труда. Президент РК К. Токаев в своём Послании сказал об этом следующее: «Образовательная система должна трансформироваться с учётом потребностей рынка труда. Ряд отраслей национальной экономики испытывает кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Поэтому предстоит предметно заняться соответствующим образованием. Учебные заведения должны выстраивать долгосрочные партнёрские отношения с потенциальными работодателями». В Казахстане сегодня готовят достаточно неплохих IT-специалистов и разработчиков, финансистов, экономистов, педагогов, врачей, инженеров и так далее. На мой взгляд, в РК имеют перспективы следующие направления для улучшения будущих перспектив в экономическом секторе страны с учётом потребностей мирового рынка труда и конкурентоспособности: искусственный интеллект, машинное обучение, дата сайенс, зелёные технологии для адаптации к климатическим изменениям, финтех, инновации в области агропромышленного комплекса и новые технологии в горнодобывающей отрасли. Отечественные вузы должны готовить сильных и конкурентоспособных специалистов своего дела в вышеназванных направлениях для усовершенствования отечественной экономики. Казахстан должен быть конкурентоспособным в технической, медицинской, образовательной и многих других отраслях на мировом уровне.       

А как Вы оцениваете инициативу по внедрению Единой добровольной накопительной системы «Келешек»? Какие видите перспективы проекта?

Во-первых, следует отметить, что Единая добровольная накопительная система «Келешек» - система в рамках которой ребёнку можно будет открыть специальный счёт, на который государство внесёт стартовый образовательный капитал в размере 60 МРП (детям в возрасте 5 лет). Далее на нём начнут аккумулироваться средства за счёт добровольных взносов родителей, ежегодной государственной премии в размере 5%-7% и инвестиционного дохода. Во-вторых, как отметил Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек: «На фоне высокого роста рождаемости систему образования в будущем ждёт значительное увеличение нагрузки. Так, на сегодняшний день государственный образовательный заказ позволяет охватывать грантами чуть более 40% выпускников школ. Однако к 2040 году, при сохранении существующих подходов, эта цифра сократится до порядка 15%. При этом министерство с 2020 года ежегодно увеличивает количество грантов в среднем на 10%. В этой связи в рамках исполнения Послания Главы государства начата разработка единой добровольной накопительной системы «Келешек», которая станет дополнительным механизмом обеспечения доступа граждан к высшему образованию и объединит в себе существующие меры поддержки». Таким образом, предполагается, что данная накопительная система позволит сделать высшее образование в Казахстане более доступным для многих граждан, а также даст возможность самостоятельно, независимо от государственной системы распределения грантов, профинансировать обучение абитуриентов, чтобы, в целом, у них было высшее образование в будущем, и чтобы с дипломом отечественных вузов наши выпускники были конкурентоспособными и высококвалифицированными. Следовательно, в стране к 2040 году возможно сократится кадровый дефицит с внедрением данной системы и будет очень высокий уровень подготовки нужных и конкурентоспособных кадров для улучшения общего благосостояния граждан нашей республики.     

 

 

Загрузка...