"Маслихаты должны становиться кузницей кадров"

Это удобно, ускоряет эффективность работы.

Фото: пресс-служба

Об этом заявил политолог Таир Нигманов, – сообщает newsroom.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на ІІ республиканском форуме депутатов маслихатов всех уровней. Глава государства отметил роль маслихатов как важной ветви государственной власти и поставил новые задачи перед депутатами. Как меняются маслихаты в ходе политических реформ и смогут ли они стать кузницей новых публичных политиков в Казахстане – мы попросили поделиться мнением в интервью политического обозревателя, магистра социальных наук Таира Нигманова. 

- Президент отметил, как политические реформы отразились на полномочиях и эффективности местных представительных органов. Какие важные преобразования в маслихатах можете выделить вы? 

- Главным изменением я бы назвал возвращение депутатов-одномандатников в маслихатах. Если на уровне парламента можно подискутировать по поводу пропорциональной, смешанной, мажоритарной системы, а лично я стою на точке, что смешанная система лучшая из всех остальных. На уровне маслихатов же без одномандатников очень сложно, потому что на этом уровне возможен наибольший личный контакт между депутатом и его потенциальными избирателями. Соответственно лишать механизма самовыдвижения на уровне маслихатов очень неэффективно. Получается, что потенциально авторитетный человек, который мог бы войти в маслихат, должен сначала стать членом какой-то партии, что может его сильно ограничивать. Особенно учитывая нашу политическую особенность в стране, это наличие местных авторитетов, не в смысле криминальных кругов, а активных и ответственных граждан с организаторскими способностями, что особенно сильно проявляется на селе, в районах, где коллективы людей более сплочённые, все друг друга знают в лицо. Как раз таких людей и нужно отправлять в маслихаты, чтобы они там проводили работу. 

Подводя итог, главным я считаю, что происходит нормализация той политической системы, которая, по моему мнению, сама по себе эффективна в вакууме и, с другой стороны, намного лучше нам подходит, учитывая нашу национальную специфику.

- Глава государства заявил о необходимости планомерно повышать уровень компетенций депутатов маслихатов. Как вы считаете, что это даст?

- То, что предложено главой государства и существует сейчас – это очень хорошие инициативы. С одной стороны, когда проводятся подобные форумы и съезды маслихатов всех уровней, происходит взаимный обмен опытом, который на самом деле очень важен. Подобные инициативы существуют и в других сферах, где есть консультативные советы и общества, которые обмениваются опытом. Условно говоря, у нас не хватило денег на оборудование детской площадки. Как мы решили эту проблему? Мы рассказываем об этом кейсе остальным маслихатам, учитывая, что у нас унитарная страна и во всех областях законы работают одинаково, другие маслихаты могут успешно эту методику применять. Это удобно, ускоряет эффективность работы. Если не будет коммуникаций между маслихатами разных уровней и разных регионов, мы искусственно затормаживаем процессы, заставляя каждого придумывать свой собственный велосипед, хотя можно было бы одному «придумать велосипед», а остальным рассказать, как это сделать. 

Во-вторых, сама по себе хорошая инициатива о сотрудничестве с Академией государственного управления, потому что в маслихатах люди не всегда являются профессиональными чиновниками, это могут быть люди из бизнеса и никак не связанные с государством. Прохождение специальных тренингов, практики, позволит депутатам повысить компетенции, освоив базовые принципы управления государством. 

- По вашему мнению, маслихаты могут стать местом, где формируется новая волна публичных политиков?

- Маслихаты должны являться местом формирования кадров. Эту особую специфику мы можем наблюдать в таких развитых странах, как США или Германия. Возьмем к примеру, Камалу Харрис, которая сейчас является вице-президентом США и баллотируется в президенты. Она свою политическую карьеру начала с того, что была сначала помощником прокурора, потом она стала прокурором в Сан-Франциско. Надо подчеркнуть, что в отличие от нашей страны там эта должность избираемая. Пройдя эту политическую иерархию, правда, не через законодательные системы, а через прокуратуру, она стала одним из ведущих политиков Калифорнии, а затем вышла на национальный уровень. Такое мы можем наблюдать в Германии, где очень важно то, насколько политики успешны и популярны на земельном уровне (как известно, Германия делится на земли), в ландтагах формируется очень хорошая кузница кадров. У нас, к сожалению, этот потенциал пока не реализован в полную силу. 

К примеру, если известный медийный человек у нас хочет построить политическую карьеру, к сожалению, он чаще выбирает сразу попытаться пройти в мажилис, что мы и видели на последних выборах, нежели начать с маслихатов. Хотя на самом деле маслихаты в теории могли бы очень много дать в понимании того, как работает государство на местном уровне. Я сейчас говорю про людей, которые не пришли из чиновничьей среды, не работали в акиматах и госструктурах и пытаются реализовать свои политические амбиции. В этом плане маслихаты должны становиться кузницей кадров, которые будут создавать альтернативу. Я не говорю, что нужны только профессиональные карьерные политики и что нам совершенно не нужны люди, приходящие со стороны. Но пока у нас наблюдается такой дисбаланс, публичных политиков, вышедших из профессиональный карьерной среды, которые сначала избирались в городской маслихат, потом в областной, затем, став известными и заручившись доверием избирателей, пошли в мажилис, – таких кейсов не хватает. Хочется, чтобы таких людей становилось больше. Возможно, при повышении квалификации депутатов маслихатов, при повышении их роли и значимости, такая кузница кадров у нас появится. 

- Важно расширить рычаги влияния маслихатов на экономическую политику в регионах - такую задачу поставил президент Токаев. Какую новую роль он возлагает на маслихаты?

- Во-первых, у нас есть общенациональный тренд – мы пытаемся сбалансировать изначально несбалансированную политическую систему. То есть у нас есть три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная, и очень долгое время в нашей стране была доминация исполнительной власти, причем это происходило как на национальном уровне, так и на местном. Таким образом, аким - местный хан, а маслихат выполняет функцию факсимильной печати и одобряет все действия акима. С этим нужно бороться. Если у нас стоит глобальная задача сбалансировать все три ветви власти, нам необходимо заниматься этим процессом не только на национальном уровне, как реформы по снижению роли президента, придание президенту беспартийного статуса и другие изменения. Нам необходимо заниматься этим и на местах, потому что, если это делать только на национальном уровне, не меняя местный, то политическая культура будет оставаться неизменной, перекос в сторону исполнительной власти будет сохраняться. Были и до этого реформы, например, то, что аким не может возглавлять местную партийную ячейку. Все эти преобразования направлены на повышение роли маслихатов, это попытки сделать их более независимыми от акима, потому что сейчас нам этого политического противоборства между маслихатом и акимом как между законодательной и исполнительной властью не хватает. Полноценно мы это увидим, когда будут озвучены Бюджетный и Налоговый кодексы, потому что главное - это деньги, кто управляет ими, кто их тратит и кто проверяет. Пока же процесс реформ однозначно незакончен, он находится в самой бурной стадии, только с публикацией и введением этих двух кодексов мы сможем оценить то, насколько действительно получилось сбалансировать эти две ветви власти на местном уровне.   
 

 

Загрузка...