Дом дружбы в Атырау открылся 10 лет назад и стал ресурсным, информационно-методическим центром для развития потенциала этнокультурных объединений. Накануне Дня Независимости страны журналисты побывали в Доме Дружбы и узнали о деятельности ряда этнокультурных объединений в Атырау. Здесь расположены 18 этнокультурных объединений, прошедших аккредитацию.
«Дом Дружбы координирует деятельность структур Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области, Совета матерей, Совета аксакалов, "Ассамблеи жастары" и др. Важным направлением деятельности является продвижение государственного языка, популяризация традиций и искусства казахского народа среди людей других национальностей. В этом направлении активно работают этнокультурные объединения Атырауской области», - говорит руководитель отдел связи со средствами массовой информации Дома дружбы Гулнафис Жармуханбетова.
С прошлого года этнокультурным объединением «Былина» при поддержке Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области инициирован и активно реализуется проект по обучению государственному языку.
Как рассказал председатель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей Кораблёв, занятия по изучению казахского языка проводятся один раз в неделю в народной библиотеке «Былина» по субботам, с 10 до 11 часов, на втором этаже торгового центра «Колизей» по ул. Махамбета, 121 «Б» (напротив строительного рынка «Арын»). На курсы может записаться любой желающий независимо от возраста. Обучение бесплатное.
Занятия проводит заместитель директора школы-интерната для одаренных детей при Атырауском университете имени Х. Досмухамедова, учитель, преподававший русский язык и литературу в казахских школах, автор нескольких книг Сисенов Кайрат Тынымжанович.
Как нам рассказал Кайрат Тынымжанович, с 2023 года интерес представителей других национальностей к казахскому языку значительно возрос. Занятия начинаются с Государственного гимна Республики Казахстан. В план занятий входит обучение разговорному казахскому языку, культуре речи. Уроки проводятся с учетом возрастных особенностей и уровня говорящих, индивидуально разрабатываются задания для участников.
«У нас на уроках стало привычным обучение песням с использованием ТВ и LED-экранов. Например, после государственного гимна слушатели с удовольствием поют песни, такие как "Атамекен", "Жан досым", "Мұңайма", "Қызыл көйлек", "Шофер", которые они могут воспроизвести наизусть. Мои взрослые ученики исполняют песни на казахском языке на культурных мероприятиях области. Чаще всего на занятия приходят пожилые люди, которые приводят и своих внуков», - говорит учитель.
По словам Андрея Кораблева, изучение государственного языка - один из главных акцентов их деятельности, чему они уделяют большое внимание. Это направление стало очень популярно в последнее время среди атыраусцев, и многие приходят на занятия в разговорный клуб казахского языка семьями. Он уверен, языки не должны конкурировать друг с другом, и ценность каждого неоспорима: это художественная литература, музыкальные произведения, театральные постановки.
На днях в Доме Дружбы состоялось заключительное мероприятие проекта «Атырау – моя гордость», организованного Атырауским областным филиалом Ассамблеи народа Казахстана и русским этнокультурным объединением «Былина». Концертная программа, подготовленная творческими коллективами объединения, была посвящена важности овладения государственным языком и расширению его сферы применения. В ходе мероприятия участники показали свои творческие номера на казахском языке. Это стало результатом проводимых курсов по обучению государственному языку в «Былине».
В современном мире межкультурное взаимодействие играет ключевую роль в укреплении взаимопонимания и дружбы между народами. Одним из ярких примеров такого взаимодействия является проект «Этно-әлем».
С июня по ноябрь в рамках государственно-социального заказа в Атырау работал образовательный творческий центр «Этно-әлем», который позволил представителям разных национальностей поближе познакомиться с казахской культурой. Организатором проекта стало корейское этнокультурное объединение «Тхоньил».
В творческом центре бесплатно обучали игре на домбре, народному пению, войлочному искусству, лоскутному шитью, стрельбе из лука и қазақ күресі всех желающих в возрасте от 7 до 70 лет.
Как нам рассказала руководитель корейского этнокультурного объединения «Тхоньил» Людмила Ли, большая часть участников проекта «Этно-әлем» - подростки и пенсионеры. В рамках проекта в ряде организаций образования региона прошли открытые уроки и мастер-классы по войлоковалянию, лоскутному шитью, қазақ күресі. В числе принявших участие - учащиеся Назарбаев Интеллектуальной школы, также городских школ №3, 28, 16 и Высшего колледжа APEC PetroTechnic.
Со слова организаторов, в проекте «Этно-әлем» атыраусцы принимали участие семьями. Участники Михаил и Фаина в течение четырех месяцев посещали домбровый кружок, осваивая «Балбырауын» знаменитого Курмангазы, «Ерке сылқым» Абдимомына Желдибаева.
Анастасия Лишенко посещала войлочный кружок, где освоила технику работы с шерстью, а ее дочь Злата Лишаенко приняла участие в курсах традиционного пения и научилась исполнять композицию Куандыка Рахыма – «Мен қазақпын!».
А Валерия Мавродеева приняла участие в кружке стрельбы из лука, Валерия говорит, что в будущем хочет продолжить заниматься этим видом спорта, настолько ее это увлекло.
29 ноября в Атырауском областном центре народного творчества состоялась торжественная церемония закрытия проекта «Этно-әлем», на котором участники проекта, около 5 месяцев посещавшие бесплатные кружки, продемонстрировали приобретенные навыки.
Так, благодаря проекту атыраусцы получили возможность прикоснуться к кочевым ремеслам казахского народа.
День Независимости Республики Казахстан - это не только момент гордости за страну, но и повод вспомнить, как важно сохранять и развивать свою культуру, язык и традиции. Казахстан, как многонациональное государство, имеет уникальную возможность сохранить и приумножить богатство разных культур, обеспечивая всем своим гражданам равные права и возможности для самовыражения. Важно, чтобы каждый житель Казахстана, независимо от его этнической принадлежности, ощущал себя частью нашей независимой страны.