Сегодняшние новости Казахстана и мира | Newsroom.kz KZ search

«13-тонная иллюзия»: депутат потребовал от Минтранса пересмотреть весовые лимиты на дорогах Казахстана

Депутат Мажилиса Болатбек Алиев в своём посте в Facebook раскритиковал действующие весовые нормы на дорогах Казахстана. По его словам, страна строит трассы, рассчитанные на 13 тонн на ось, но фактически разрешает движение лишь до 10 тонн. Такое противоречие, считает он, бьёт по экономике, перевозчикам и гражданам.

«13-тонная иллюзия»: депутат потребовал от Минтранса пересмотреть весовые лимиты на дорогах Казахстана

К депутату всё чаще обращаются перевозчики из разных регионов — как грузовые, так и пассажирские компании. Они жалуются, что искусственные ограничения по осевой нагрузке ставят под удар их работу, хотя дороги технически рассчитаны на большой вес.

«Мы строим дороги на 13 тонн, а ездим только на 10. Это абсурд, который напрямую бьёт по экономике, перевозчикам и людям», — заявил Болатбек Алиев.

 Экономические потери

Разница в три тонны на ось — это около 30 % недогрузки. По словам депутата, каждое такое ограничение означает недовезённый товар и рост себестоимости продукции.

Если грузовик с тремя осями теряет около 9–10 тонн груза на рейс, то в итоге это влияет на цену товаров, стройматериалов и продуктов.

«Каждая тонна, которую перевозчик не может довезти, превращается в инфляцию», — подчеркнул депутат.

 Проблема легальных перевозчиков

Норматив «10 тонн на ось» распространяется и на пассажирские автобусы.

Даже при штатной загрузке 49-местного междугороднего автобуса с багажом осевая нагрузка превышает лимит.

В результате штрафы получают компании, работающие по лицензии и платящие налоги, тогда как нелегальные перевозчики продолжают работать без ограничений.

«Так мы подрываем доверие к закону и создаём неравные условия на рынке», — отметил Алиев.

Ошибки автоматических арок

В последние месяцы перевозчики жалуются и на системы автоматического взвешивания.

По словам водителей, арки часто дают ошибочные данные из-за неровностей дороги, разницы давления в шинах или скорости движения. В ряде регионов их работу уже приостанавливали после обращений перевозчиков.

Алиев обозначил три ключевые проблемы:

1)Неэффективность бюджета.

Дороги строятся «на 13 т», а эксплуатируются «на 10 т» — это сотни миллиардов тенге перерасхода.

2)Штрафы за эффективность.

Перевозчиков наказывают даже там, где трассы технически выдерживают больший вес.

3)Несостыковка нормативов.

Межгосударственные лимиты не относятся к внутренним дорогам, поэтому Казахстан вправе сам устанавливать параметры, соответствующие прочности покрытия.

«Если дороги действительно рассчитаны на 13 тонн — нужно разрешить движение с такой нагрузкой.А если боятся, что не выдержат — значит, нас обманывают при строительстве», — резюмировал депутат.

Он также предложил Министерству транспорта пересмотреть лимиты для дорог I категории и устранить нормативное противоречие между проектной и эксплуатационной нагрузкой.

Журналист Вадим Борейко поддержал позицию депутата, отметив, что «13-тонная иллюзия» обходится бюджету и гражданам слишком дорого.

Мобилді қосымшаны жүктеп алыңыз

NewsRoom.kz қосымшасын жүктеп, жаңалықтардан хабардар болыңыз

Орнату