Поправки внесены в Закон «О профилактике правонарушений» и прямо устанавливают запрет на ношение в общественных местах любой одежды, которая препятствует идентификации личности. Речь идёт не только о религиозных атрибутах, но и о балаклавах, масках и других предметах гардероба, скрывающих лицо.
Исключения предусмотрены:
- для медицинских показаний
- при суровых погодных условиях
- при выполнении служебных обязанностей
- в рамках спортивных и культурных мероприятий.
Таким образом, запрет не носит религиозной направленности и не выделяет конкретные группы населения.
Нарушение закона карается административной ответственностью.
- Штраф: 170 000 тенге (порядка 400–450 долларов США).
- Альтернатива: административный арест сроком до 15 суток.
По оценкам экспертов, никаб в Казахстане носит менее 1% женщин. Чаще всего закрывающая лицо одежда встречается в отдельных южных и западных регионах, тогда как в Астане, Алматы и других крупных городах она остаётся редкостью.
Почему закон был принят?
Главная причина — обеспечение безопасности. Закрытая одежда затрудняет работу систем видеонаблюдения, которых в Казахстане установлено более 1,3 миллиона, и мешает оперативному расследованию преступлений.Кроме того, поправки соответствуют Конституции РК, которая допускает ограничение отдельных прав граждан в целях защиты общественного порядка. Похожие положения содержатся в международных договорах, ратифицированных Казахстаном, включая Международный пакт о гражданских и политических правах.
Религиовед, магистр гуманитарных наук Аль-Фараби Нурбекулы Болатжан.отмечает, что запрет не ущемляет права верующих.
«В законе нет акцента на религию или пол. Если мужчина-атеист наденет балаклаву, он также будет считаться нарушителем. Поправки не несут дискриминационного характера», — пояснил эксперт.
Он подчёркивает, что норма применяется ко всем гражданам одинаково и не направлена против мусульманок.
Обязателен ли никаб в исламе?
Аль-Фараби Нурбекулы подробно объясняет, что закрытие лица женщиной в исламе никогда не было единогласным предписанием.
- В Коране слово «никаб» не упоминается, а прямого требования скрывать лицо нет.
- Средневековые исламские юристы спорили о необходимости никаба, но консенсуса не достигли.
- Во время хаджа, одного из столпов ислама, мусульманкам запрещено закрывать лицо и носить перчатки, что подтверждается хадисом из «Сахих аль-Бухари» №1838.
По словам религиоведа, эти факты свидетельствуют о том, что ношение никаба — личный выбор женщины, а не религиозная обязанность. Эксперт обращает внимание, что на популяризацию никаба в Казахстане влияют зарубежные проповедники, которые часто смешивают ислам с арабскими культурными традициями. В то же время пропаганда светских ценностей, национальных традиций и культурного кода казахского народа сдерживает распространение закрытой одежды. Запрет, по мнению экперта, окажет двойное воздействие. С одной стороны, он упростит работу правоохранительных органов, поскольку позволит легче идентифицировать людей при расследовании преступлений. С другой стороны, будет психологическим ударом по экстремистским группам, которые нередко используют закрытую одежду как часть своей идеологии.
Принятый закон в Казахстане не направлен против верующих и не ограничивает свободу религии. Он выполняет сразу несколько функций: усиливает безопасность, поддерживает светский характер государства и укрепляет культурные ценности.
Для большинства граждан поправки не изменят привычный образ жизни. При этом закон может сыграть значительную роль в снижении рисков экстремизма и создании более безопасной общественной среды.